Philip Franzén: Германия в шоке после воскресных выборов в Восточной Германии
Культурные дебаты ▪ Германия находится в шоке после того, как крайне правая АдГ выиграла государственные выборы. Теперь вопрос в том, как центристским партиям остановить АдГ и левых раскольников из BSW, пишет Philip Franzén.
Воскресные выборы в восточногерманских землях Тюрингия и Саксония вызывают особую тревогу. Впервые после окончания Второй мировой войны радикальная правая партия, похоже, смогла получить формальное влияние на немецкую политику.
Крайние правые течения, которые, среди прочего, выражаются в подъеме партии АдГ, в последнее десятилетие стали особенно заметными в бывшей ГДР. В частности, Тюрингия и Саксония в большей степени, чем другие федеральные земли, ассоциируются с подъёмом неонацизма.
Результаты выборов оказались очень успешными для АдГ. И в Тюрингии, и в Саксонии партия набирает более 30 процентов голосов и, таким образом, становится крупнейшей и второй по величине партией соответственно.
Тем не менее, все указывает на то, что АдГ останется в оппозиции. Федеральное ведомство по охране конституции Германии, которое является частью тайной полиции, как раз в этих федеральных землях классифицирует партию как «подтверждённо крайне правую», а центристские партии неоднократно заверяли, что любое сотрудничество с правыми исключено.
С другой стороны, это твёрдое обещание вынуждает их искать поддержки в противоположном направлении, где находится другой великий триумфатор выборов. Недавно сформированная партия левого политика Сары Вагенкнехт после воскресных результатов выборов врывается на политическую сцену и может рассчитывать на немедленное влияние в какой-либо правительственной констелляции, возможно, вместе с Христианско-демократическим ХДС.
Прошлой зимой она вышла из партии Die Linke и основала собственный политический проект Союз Сары Вагенкнехт (BSW). Теперь, чуть более шести месяцев спустя, она получает 15,8 и 11,8 процента голосов на своих первых двух выборах соответственно.
Ее политический проект основан на недовольстве истеблишментом, который по ее словам управляет через головы простых людей и который выработал «авторитарный стиль политики». После полномасштабной агрессии России против Украины именно во внешней политике и политике безопасности она проявила себя наиболее четко. Она призывает к мирным переговорам и хочет остановить поставки немецкого оружия Украине. В долгосрочной перспективе она хочет создать новую структуру европейской безопасности, включающую Россию.
Подобные вопросы заняли много места в избирательной кампании, несмотря на то, что внешняя политика решается в Берлине, а не в Саксонии и Тюрингии. Таким образом, результаты выборов являются, прежде всего, показателем того, куда дуют ветры в преддверии выборов в Бундестаг, до которых осталось чуть больше года. У правительства Олафа Шольца есть все основания для беспокойства, а оно в настоящее время, похоже, неспособно переломить негативную тенденцию.
Хотя социал-демократическая СДПГ, либеральная СвДП и партия зеленых Die Grünen обычно изображаются проигравшими на прошедших выборах, они понесли лишь умеренные потери избирателей. Вместо этого именно левая партия Die Linke потерпела самое большое воскресное фиаско, обвалившись с 31 процента на последних выборах до 13,1 процента сейчас. Таким образом, простой эскиз потоков избирателей показывает, что две крайние партии растут за счет третьей. Таким образом, успех Сары Вагенкнехт следует интерпретировать не как внезапную радикализацию среди восточногерманских избирателей, а, скорее, как своего рода перераспределение голосов между схожими партиями.
Это следует принять во внимание, когда как немецкие, так и международные аналитики теперь начинают со всех сторон рассматривать ее политический проект, чтобы понять его. Является ли она левым популистом, левым экстремистом или на самом деле правым политиком? Что означает ее успех для будущей поддержки Украины со стороны Германии? Могут ли подобные партии возникнуть в других странах?
По крайней мере, ясно, что Сара Вагенкнехт определенно является на данный момент политиком, о котором говорят больше всего в Германии, а возможно, и во всей Европе. Также очевидно, что результат выборов, хотя и был ожидаемым, стал шоком для Германии. Впервые за послевоенный период крайне правая партия выиграла демократические выборы в Германии. Центристские партии теперь задаются вопросом, как затормозить прогресс АдГ и BSW. Их ответом вполне может стать ужесточение иммиграционной политики и сокращение помощи Украине.
Philip Franzén — писатель-фрилансер, живущий в Берлине. В прошлом году он дебютировал с книгой «Швеция для взрослых: Германия как образец для подражания и предостерегающий пример» (издательство Timbro).