Adam Cwejman: Вовсе не JD Vance виновен в нашем злосчастье
Мы можем быть возмущены, шокированы и злы на американцев, а можем осознать, что европейские политики не взяли на себя ответственность и поставили нас в зависимость от доброй воли Соединенных Штатов.
Мы в Европе привыкли давать оценки американской политике и американским политикам. То система здравоохранения, кажущаяся нам непостижимой, то странная для большинства европейцев политика в отношении оружия, то дебаты об абортах, то ещё что-нибудь.
Однако мы очень не привыкли к тому, что американцы критикуют Европу. И именно это сделал в собрании европейских политических лидеров на конференции по политике безопасности в Мюнхене вице-президент США Дж. Д. Вэнс
Вэнс сопоставил стремление европейских стран ужесточать законы против дезинформации и преступлений на почве ненависти, с ценностью защиты свободы слова. По его мнению, Европа, как и США при предыдущей администрации, слишком легкомысленно ограничивает право на свободу выражения мнений.
Необычная и шокирующая многих европейских лидеров лекция о ценности терпимости к тем, кто выражает иное мнение по тому или иному вопросу.
Речь была совсем нетрадиционной. Сам факт того, что мы обсуждаем речь американского вице-президента, говорит о многом. Но то, что речь идёт о каком-то «европейском кошмаре», как выразился председатель конференции немец Christoph Heusgen, — это истерика.
Все стало еще более странно, когда Heusgen провозгласил, что у Европы и США «больше не общие» ценности.
Что именно в защите свободы слова и учета общественного мнения Heusgen не считает основной европейской ценностью? Вэнс адресовал европейским лидером почти философский вопрос, какова цель коллективной безопасности, если мы совершаем насилие против того, что, по нашим словам, защищаем, то есть против открытого и свободного общества?
Возможно, Вэнс преувеличивает — свободу слова нелегко ограничить. Но он явно прав: когда инакомыслие объявляется дезинформацией, опасностью для общественного порядка (да, упоминались Швеция и Сальван Момика) и угрозой демократии, мы можем быстро скатиться по наклонной плоскости.
Я оставляю за каждым право самому прочитать речь Джей Ди Вэнса и решить, что в ней является неевропейским или выходит за рамки того, на чем основаны наши демократические дискуссии.
Вторым шоком, хотя на данный момент это не должно вызывать ни малейшего удивления, стало то, что Вэнс четко повторил то, о чем американские политики говорили со времен первого срока Обамы: Европа должна нести собственные расходы на оборону и взять на себя ответственность за свою политику безопасности.
Поскольку мы этого не сделали, наша судьба больше не в наших руках, и теперь нам следует признать, что именно Дональд Трамп, а не Олаф Шольц или Эммануэль Макрон будет вести переговоры с Владимиром Путиным.
На самом деле именно это, а не разумная лекция Вэнса об ограничениях свободы слова в Европе, имеет конкретное отношение к трансатлантическим отношениям.
На протяжении десятилетий Европа передавала свою политику безопасности Соединенным Штатам — как в материальном, так и в дипломатическом плане. Разница между дуэтом Вэнс/Трамп и предыдущими администрациями в том, что теперь об этом говорят более открыто.
Когда Роберт Гейтс, занимавший пост министра обороны и при Джордже Буше-младшем, и при Бараке Обаме, говорил о будущем НАТО в 2011 году (также перед аудиторией европейских лидеров), смысл его слов во многом был очень похож.
Гейтс предупредил, что в будущем Соединенные Штаты не захотят поддерживать «страны, которые явно не желают мобилизовать необходимые ресурсы или вносить необходимые изменения, чтобы стать серьезными и реальными партнерами в собственной обороне».
В следующей части своей речи Гейтс высказал пророческое, в свете выступления Дж. Д. Вэнса, мнение: «На самом деле, если нынешние тенденции к снижению обороноспособности Европы не будут остановлены и обращены вспять, будущие американские политические лидеры, для которых холодная война не стала таким формирующим опытом, как для меня, могут посчитать, что отдача от инвестиций Америки в НАТО не стоит затрат».
И вот мы там.
Мы можем быть возмущены, шокированы и злы на американцев, потому что считаем, что они предают старинный союз. Или мы поймем, что в бедственном положении Европы можно винить только поколение европейских лидеров, которые уверенно опирались на Соединенные Штаты, не заботясь при этом о своем собственном доме. Мы не должны ругать Джей Ди Вэнса.
https://www.gp.se/ledare/det-ar-inte-jd-vance-vi-ska-skalla-pa.250369b3-704c-48ab-bc14-c991ff386cf2