Чешское общество падко на титулы и степени
Например, у премьер-министра Петра Фиалы четыре титула: проф., PhDr., Ph.D., LL.M.
Достаточно заглянуть на сайт Палаты депутатов или покопаться в списках кандидатов во время выборов, и вы сразу увидите научные достижения представителей чешских политических элит.
К академическим «чемпионам» относятся, например, премьер-министр проф. к.д.н. Петр Фиала, доктор философии, магистр права; видный деятель оппозиционного движения ANO Инж. Карел Гавличек, д.м.н., MBA; министр здравоохранения из TOP 09 проф. доктор медицинских наук Властимил Валек, кандидат наук, MBA, EBIR.
«Мы одна из немногих стран, где любят писать титулы до и после имени. Некоторым это до сих пор нравится», — комментирует политолог Лукаш Елинек.
Многие чешские граждане до сих пор живут с убеждением, что высшее образование является гарантией компетентности, и поэтому ученая степень стала частью политического успеха. А если у кого-то ее нет, это может стать проблемой.
Но почему ученые степени так важны в Чехии и многие понимают их как гарантию успеха? «Это традиция еще со времен Австро-Венгрии. Дорогой инженер, уважаемый господин, я думаю, что это остается в людях», — говорит политолог Копечек. Ученые степени в некоторой степени заменили звания пэров, которые были отменены в 1918 году.
По его словам, упор на ученые степени — это порок не только чехов, это касается всей Центральной Европы. «Среднеевропейский обычай распространяется не только на нас, но и на австрийцев, словаков и поляков. Существует тенденция перечислять титулы и воспринимать их в определенной степени как показатель статуса», — добавляет он.
Судить о компетентности или реальном образовании человека по его титулам несколько сложно. «Мы часто встречаем политиков, которым, несмотря на высшее образование и звания перед и за именем, не хватает ни эмпатии, ни социальной чуткости. Так что даже титул не является гарантией», — считает он.