Anna-Karin Wyndhamn: Миллиардерам следовало бы строить библиотеки, а не бункеры
Сверхбогатые готовятся к краху общества.
В книге «Имущие и яхты-имущие: заметки об ультрабогатых» журналист Эван Оснос исследует образ жизни и социальные взгляды американских миллиардеров. Основное внимание уделяется верхушке элиты, которая благодаря экономическому могуществу, а не победе на выборах, заняла место в президиуме во время недавней президентской инаугурации Дональда Трампа. Избранные члены Конгресса получили места среди публики.
В начале девяностых в США было примерно 66 миллиардеров. Чуть более тридцати лет спустя их уже около 800. Средняя зарплата за тот же период увеличилась всего на двадцать процентов. Разрыв между бедными и богатыми увеличился. Также в Швеции растёт число сверхбогатых. Концентрация капитала привлекла международное внимание.
Используя эмпирический подход, основанный на глубинных интервью и наблюдениях, собранных в течение десятилетия, Оснос представляет читателю детальную картину. Автор исследует отношение заработавших сверхбогатство в технологической индустрии к растущему неравенству с точки зрения экономических ресурсов и политического влияния. Сохранится ли общественный договор, если всё меньше людей получают всё больше и больше?
Высшие эшелоны Кремниевой долины в это не верят. Некоторые из них готовятся к неизбежному краху. Апокалиптический прогноз породил паническую тревогу deluxe. Мы встречаем миллиардеров, построивших роскошные подземные бункеры с огромными продовольственными складами, цистернами с водой и электростанциями. Некоторые содержат вооружённые силовые структуры на случай народной революции.
Легко списать эти меры на эксцентричную прихоть, но заблаговременная подготовка — это нечто большее. В рассуждениях нет веры в коллективное решение существующих проблем. Усилия направляются не на предотвращение коллапса социальных систем, а на личное спасение путём бегства от реальности, которую они сами и создали.
Исторически можно провести параллели с Позолоченным веком конца XIX века. Это была также эпоха экспансии, технологических прорывов и колоссального неравенства. Те, кто продвигал индустриализацию, максимизировали свою прибыль с помощью бесстыдной политической коррупции. В широких массах нарастало недовольство. Успешные предприниматели и промышленные магнаты того времени, такие как Карнеги, Рокфеллер, Гуггенхайм, Вандербильт, Стэнфорд и Морган, сталкивались с острыми классовыми конфликтами.
Рабочее движение требовало демократии и справедливости. Ответ заключался не в планировании индивидуального exit, а в инвестировании части состояния в те сферы, которые ведут к общему благу и укрепляют общество в целом: в борьбу с неграмотностью, в строительство 3000 публичных библиотек, в финансирование медицинских исследований и улучшение здравоохранения, в основание университетов и музеев.
Сейчас также реализуются подобные значительные благотворительные инициативы, но сливки новой аристократии считают социальную филантропию устаревшей и бессмысленной. Некоторые технологические миллиардеры больше верят в преимущества инвестирования своего капитала в технологические инновации - в сферу, которая приносит им наибольшую прибыль.
Критика уникального эгоизма — это вовсе не отрицание капитализма в целом или самого существования неравенства доходов и богатства. Тяжёлые чувства вызывает деструктивная логика экономической и политической элиты, которая вместо того чтобы защищать демократию, инвестирует в бегство от её краха.
#gp #ledare