Adam Cwejman: Швеция должна быть готова к ценовому шоку
Высокая инфляция, дорогое топливо и рост цен на продукты питания — вот что нам следует ожидать в 2022 году. Такое развитие событий требует быстрого изменения политики Швеции.
В начале февраля торговая ассоциация Livsmedelsföretagen вышла и предупредила о «чрезвычайном росте затрат для производителей продуктов питания». Уже в последнем квартале 2021 года затраты побили рекорды. Значительно выше, чем после финансового краха 2008 года.
По словам Carl Eckerdal, главного экономиста ассоциации, то, что раньше было «настоящим штормом» с точки зрения цен на продукты питания, теперь переросло в «супершторм». Что же на самом деле произошло?
В последние годы мировая торговля двигалась резкими рывками. Когда началась пандемия, цены на топливо снизились. Никто никуда не ехал. Цены на нефть упали. Но потом ограничения по всему миру были отмечены и быстро. Сниженные потребности внезапно сменились гигантским спросом. Поставки задерживались или вовсе отсутствовали. Перед такими портами, как Лос-Анджелес и Роттердам, грузовые суда стояли в очередях.
Задержки приводят к сокращению предложения, что в сочетании с накопившемся спросом, в свою очередь, приводит к повышению цен.
Затем пошли стимулирующие пакеты. Никто на самом деле не знал, как справиться с пандемией в финансовом отношении. В марте 2020 года упали фондовые рынки. Поэтому государственные банки печатали деньги и скупали ценные бумаги. Все для того, чтобы смягчить последствия пандемии. Вскоре после этого крупные экономики начали страдать от инфляции.
Это как игра в домино. Одна костяшка валит другую. Когда экономики по всему миру запустились с помощью стимулов, цены на топливо снова подскочили. Но после десятилетия недостаточных инвестиций в добычу нефти и газа из-за перехода к «зеленой перестройке» потенциал сейчас относительно низок.
Узкие места в мировой торговле, большие объемы вновь напечатанных денег в экономике и вот вдруг нехватка нефти.
С точки зрения экологии все это может быть совсем и не плохо. Но большая часть продовольственной транспортной сети по-прежнему работает на ископаемом топливе. И это касается как поставок кораблями-контейнеровозами так и местных доставок до ближайшего продовольственного магазина.
Таким образом, то, что Eckerdal назвал «суперштормом» в отношении цен на продукты питания, было еще до войны на Украине. С тех пор произошло то, что почти весь экспорт нефти из России в США был приостановлен, а экспорт в Европу также резко упал. Цены на газ в ЕС с тех пор выросли на 144 процента.
Россия — экономический карлик по доле в мировой экономике (3,1%). Но на страну приходится десятая часть мирового экспорта сырья. Это не так уж и мало. Санкции, подобные тем, которые мы сейчас наблюдаем, никогда ранее не применялись. Россия — крупнейший в мире экспортер пшеницы, Украина — на пятом месте.
Ряд стран, вероятно, будут страдать от серьезной нехватки продовольствия в краткосрочной перспективе, прежде чем торговые пути могут быть изменены. Цена на пшеницу бьет рекорды. Так дорого не было с февраля 2008 года. В апреле в Украине начинается сев урожая этого года. Перспективы не выглядят хорошо. А Черное море в настоящее время полностью закрыто для торговли.
В Швеции мы уже давно знакомы с высокими ценами на бензин и дизельное топливо. Хотя в основном они состоят из высоких налогов, это не делает их менее болезненными для конечного потребителя. На следующем этапе можно ожидать роста цен как на продукты питания, так и на другие товары народного потребления. Затраты на топливо уже выросли на 25 процентов всего за один год, а затраты на электроэнергию — на 80 процентов в годовом исчислении.
Высокая инфляция, дорогое топливо и рост цен на продукты питания — вот что нам следует ожидать в 2022 году. Процесс, который требует от шведской политики быстрой смены ориентиров и принятия немедленных мер. Вопросы, которые еще вчера казались важными, быстро исчезают, когда под угрозу ставится продовольственная безопасность, сама основа цивилизованного общества.
https://www.gp.se/ledare/sverige-m%C3%A5ste-vara-berett-p%C3%A5-prischock-1.67628363