Adam Cwejman: Еврейской темы оказалось достаточно, чтобы отменить кинофестиваль
Швеция, кажется, превратилась в страну страха — и это происходит без громких протестов, без демонстраций и коллективных писем. Просто-напросто под предлогом «безопасности» становится невозможно провести кинофестиваль.
Один из организаторов, с которым я разговаривал, заметил, что это очевидно: «Всё, что связано с чем-то еврейским, в Швеции автоматически считается угрозой безопасности». И отчасти это так: еврейские общины и их деятельность окружены охраной и полицейским надзором. Увы, не без причины. В Швеции это, по какой-то странной логике, стало восприниматься как новое нормальное. Хотя пока ещё можно проводить еврейские мероприятия при поддержке полиции.
Но, видимо, только до тех пор, пока не требуется смелости. На этот раз речь идёт о еврейском кинофестивале. А что, если завтра это коснётся кого-то другого — партий, объединений, концертов, культурных акций? Будет ли это принято также молча, ссылаясь на соображения безопасности?
Сдадутся ли шведские организации и компании при первых признаках опасности? Открытое и демократическое общества обходится дорого. К сожалению. Его нельзя сохранить красивыми словами — только настоящим гражданским мужеством. И ведь у нас есть полиция, чья обязанность — обеспечивать безопасность общества. Министр культуры Париса Лильестранд заявила Шведскому телевидению, что отмена фестиваля — «настоящая катастрофа для общества». Многие политики возмущены — разумеется.
Но красивых слов в Швеции хватает. Не хватает поступков.
Много лет нам твердят о ценности открытого и демократического общества. О важности общественных пространств, независимой культуры, свободного диалога.
Швеция и её учреждения замаринованы в «декларациях о ценностях», в которых это постоянно подчеркивается. В программных документах социал-демократической организации Народный дом [отказавшейся предоставить свои помещения для кинофестиваля], например, говорится: «Когда в мире тревожно, когда мы чувствуем себя уязвимыми, когда хотим повлиять и что-то изменить — тогда нужны тёплые приюты для демократии и для нас самих. Добро пожаловать в твой Народный дом!».
Добро пожаловать — пока это ничего не стоит. В напряжённой ситуации оказалось, что все эти длинные декларации значат немного.
Большинство, конечно, не почувствует напрямую, произошедшего с этим фестивалем. Еврейское кино — довольно узкая культурная ниша. Но отсутствие гражданского мужества и тот страх, что проявился в этой истории, — касаются всех нас.
https://moera.page/@M2aAVGuuQnW/m2aavguuqnw.moera.blog/post/8c63bbc5-86b2-4925-888c-91a7cb7a196a

