Бета-зона
История Чешской Республики за последние 30 лет: У нас все хорошо, ничто не заставляет нас рисковать и принимать важные решения. Мы говорим себе «могло бы быть и хуже», и эти слова могли бы стать гимном Чехии, пишет журналист Seznam Zprávy Милош Чермак.
В Чехии люди меняют работу нечасто: мы занимаем второе место в Европе, вслед за Грецией. Уже одно соседство с этой страной говорит о том, что это не такое уж большое достижение. Хотя, конечно, все зависит от точки зрения. И культуры. Мы знаем, что, например, в Японии, где люди всю жизнь работают на одного работодателя, крайне низкая текучесть кадров.
Мы можем смотреть на это позитивно. Низкая текучесть кадров свидетельствует о лояльности и говорит о стабильности. В этом смысле трудовые отношения похожи на партнерство или брак: ценятся преданность и упорство, а также способность преодолевать сиюминутные кризисы.
С одной оговоркой. Трудовые отношения на самом деле НЕ являются браком. Брак не имеет с ними ничего общего.
Моя гипотеза заключается в том, что люди остаются на одной работе не потому, что они счастливы, а потому, что они не слишком злы. Это то, что известный американский психолог Дэвид Гилберт называет «бета-зоной».
Вы раздражены, недовольны и расстроены, но еще не слишком сильно. Не настолько, чтобы предпринимать какие-то радикальные действия. Чтобы попытаться изменить ситуацию к лучшему. И тогда вы говорите себе: «Эй, это не так уж и важно, и все могло быть гораздо хуже». И ничего не делаете.
Несомненно, в этом есть и культурный аспект. В чешском языке слово «флуктуация» имеет негативный оттенок. Мы ценим упорство. Способность скрежетать зубами, выражать недовольство и шутить, но в конечном итоге терпеть.
Это касается всей ситуации в Чехии. Ведь мы — страна в «зоне бета». С 1989 года (а на самом деле даже раньше) мы привыкли к роли предполагаемых первопроходцев среди посткоммунистических стран. Мы были страной, которая в течение 30 лет безуспешно догоняла страны бывшего Запада (особенно соседнюю Австрию, которой в 1990 году мы сказали, что догоним ее через 10 лет... и это казалось долгим сроком!), но в то же время имела лучшие показатели, чем страны бывшего Востока.
Но действительно ли мы лучше сопоставимых стран? Нет. Просто наши недостатки скрыты, как и наши долги. Мы не страдаем, мы в порядке, мы «вполне в порядке». Мы говорим себе: «Расслабься». Ничто не заставляет нас кардинально пересмотреть свои приоритеты и переключить внимание на вещи, которые имеют значение. И вот мы используем субсидии ЕС для строительства велосипедных дорожек, в то время как в Польше на те же деньги строят автобаны. Посмотрите на карту.
И хотя сегодня мы слышим рассуждения в духе «слава Богу и Вацлаву Клаусу, что мы больше не одна страна со Словакией», это правда, что политически мы живем гораздо лучше, но экономически мы сейчас живем хуже.
Такова история Чешской Республики за последние 30 лет. У нас «все хорошо», ничто не заставляет нас рисковать и принимать важные решения. Мы говорим себе «могло бы быть и хуже», и эти слова могли бы стать гимном Чехии. Мы страна, застрявшая в «бета-зоне».