Sofie Löwenmark: В Швеции смотрят сквозь пальцы на расизм среди меньшинств
Политики и средства массовой информации не обращают внимания на проявления расизма в сегодняшней многонациональной Швеции.
Пару лет назад я посетила приют для бездомных в Гётеборге. Часть дома какое-то время также использовалась как жилье для новоприбывших. Все проживавшие там приехали в Швецию недавно и по тем или иным причинам не сумели закрепиться на рынке жилья.
Мой разговор с владельцем приюта был разочаровывающим, а местами даже шокирующим. Он рассказал мне, что не существует никакого социального взаимодействия между различными этническими группами в местах общего пользования. Но самой большой проблемой в приюте был расизм.
Это проявлялось среди прочего в том, что люди арабского происхождения просто отказывались готовить на одной кухне с выходцами из Африки и две имеющихся кухни были разделены по этническому признаку. Поскольку это успокаивало расовые конфликты, владелец считал, что проблема, по крайней мере, с точки зрения бизнеса, была решена относительно хорошо.
В своей работе я довольно часто сталкиваюсь с историями, свидетельствующими о широко распространенном расизме в различных группах иммигрантов и меньшинств. Те, кто хочет увидеть свежие примеры, могут обратить внимание на конфликты, вышедшие на поверхность во время продолжающегося распада исламской Партии Нюанс.
Обвинения и угрозы на этнической почве, которые происходят там в основном между турками, арабами и сомалийцами, являются яркими примерами того типа расизма, который редко освещается шведскими СМИ.
Недавно опубликованный отчет Совета по предупреждению преступности об афрофобии также содержит пару строк, свидетельствующих о масштабах проблемы. Это информация должна была стать политической взрывчаткой. В отчете представлено исследование ЕС о положении чернокожих в двенадцати разных странах ЕС. Его результаты показывают, что в Швеции негры несколько выше, чем в среднем, подверженны расистскому насилию. Что само по себе, конечно, очень серьезно.
Но что действительно бросается в глаза, так это огромное преобладание правонарушителей, которые сами принадлежат к другому меньшинству. Согласно отчету, они составляют 44 процента преступников. Это надо сравнить с тем фактом, что лишь около 20 процентов населения Швеции составляют так называемые "заметные" меньшинства.
И лишь в двух процентах случаев преступник был правым экстремистом. Кто мог такое представить, исходя из того, как это звучит в общественной полемике?
Дело в том что, несмотря на то, что расизм — это проблема, которая привлекает много внимания и которой политики придают особую важностье, акцент делается почти исключительно на расизме коренных шведов. К сожалению, также и журналистская братия охотнее гоняется за простыми, черно-белыми историями вместо того, чтобы исследовать и описывать расизм в сегодняшней многоэтнической Швеции.
Одна из проблем заключается в том, что очень немногие журналисты в состоянии проследить за тем, что пишут в социальных сетях на других языках, помимо шведского. В арабоязычных социальных сетях тон куда более резкий, чем в шведских комментариях. Расизм течет рекой. То же относится и к манере выражаться принятой в некоторых этнокультурных ассоциациях.
Если не отслеживать и не описывать реальность, как она есть, последствия не заставят себя ждать.
Неспособность или нежелание видеть расизм, иначе чем со стороны белого большинства, слишком долго мешала разговору о широко распространенном антисемитизме среди людей с арабскими корнями. Для евреев в Мальмё ситуация в принципе уже была непереносимой, когда на 99-ой минуте юдофобия наконец оказалась на повестке дня.
Согласно международным исследованиям, Швеция является одной из наименее расистских стран мира. С другой стороны, некоторые страны, из которых сюда иммигрировали массы людей, относятся к числу самых расистских стран мира. Понимание этого необходимо для борьбы с расизмом. Потому что без точного описания действительности борьба против расизма не будет эффективной.
Речь не идет о том, чтобы преуменьшить угрозу со стороны правого экстремизма, но о способности увидеть и противодействовать расизму, широко распространенному среди иммигрантов.