Похищение и убийство юного подпольщика
Википедия рассказывает о Александре Рубовиче на двух языках: естественно, на иврите и, неожиданно, на немецком. Ниже представлен перевод с немецкого.
Александр Рубович (ивр. אָלֶכְּסַנְדֶּר רוּבּוֹבִיץ; родился 17 октября 1929 года в Иерусалиме – убит, вероятно, 6 мая 1947 года в Иерусалиме) – член еврейской подпольной организации «Лехи», исчезнувший в Иерусалиме в мае 1947 года при обстоятельствах, которые до сих пор остаются невыясненными. В его убийстве подозревались сотрудники британского спецподразделения. Дело до сих пор остаётся нераскрытым.
Александр Рубович происходил из семьи ортодоксальных евреев. Его дед, раввин из Восточной Европы [купец, но у немцев все раввины], эмигрировал в Палестину в 1850-х годах. Его отец, Йедидья Рубович, был фармацевтом в больнице Ротшильда в Иерусалиме и открыл первую аптеку в Палестине.
Примерно с 1945 года Александр Рубовиц состоял в «Брит Хашмонаим», религиозном отделении подпольной организации «Лехи», которую британцы называли «бандой Штерна» по имени её основателя Авраама Штерна. «Лехи» были ответственны за многочисленные убийства, похищения людей и акты саботажа, направленные против правительства Британского мандата. Группировка часто отправляла молодых людей распространять листовки или плакаты, поскольку они были дешевым расходным материалом, по сравнению с опытными бойцами, и, кроме того, в случае провала получали более мягкое наказание. «Лехи» приходилось использовать эту форму пропаганды, поскольку их радиостанция была закрыта палестинской полицией в 1946 году, а газеты у них не было. Каждые несколько дней в Тель-Авиве печатались новые плакаты под названием «Ха-Маас» («Дело») и листовка «Хе-Хазит» («Фронт»), которые на такси доставлялись в Иерусалим, где их распространяла молодёжь.
Хотя семья Рубович симпатизировала воинствующему еврейскому национализму, они, по-видимому, мало знали о деятельности своего сына. Семья узнала об участии Александра только тогда, когда его старшего брата Яакова вызвали к директору муниципальной религиозной школы Маале в Иерусалиме. Директор школы жаловался на действия Александра, в частности, на его попытки вербовать одноклассников для нелегальной подпольной деятельности, против которой выступали официальные еврейские власти. Александр Рубович признал эти обвинения, но отказался прекратить свою деятельность, утверждая, что он дал клятву, вследствие чего был исключён из школы. По той же причине ему пришлось уйти и из другой школы. Яаков Рубович обратился к лидеру «Брит Хашмонаим» Яэлю Бен-Дову с просьбой освободить его младшего брата от клятвы, но мать Александра, Мириам Рубович, отказалась вмешиваться в дела сына.
Александр Рубович устроился на работу в еврейскую ежедневную газету «Га-Арец», которая, однако, поддерживала Еврейское агентство, и когда им стала известна его деятельность, его уволили. С тех пор он ежедневно встречался с другими мальчиками из своей группы, которые образовали настоящую маленькую «ячейку», и, будучи лидером этой группы под псевдонимом Хаим, он действовал только в интересах «Лехи». Один из его друзей, Эзра Яким, позже рассказывал, что Рубович мечтал носить оружие и готов был умереть за свои убеждения.
Вечером 6 мая 1947 года двое 13-летних мальчиков наблюдали, как двое мужчин в иерусалимском районе Рехавия затащили Александра Рубовича в машину. Один из мальчиков подошёл к одному из мужчин, говорившему на британском английском, который показал ему полицейский значок и, угрожая пистолетом, прогнал. Из машины кто-то крикнул на иврите: «Я из семьи Рубович». Затем мальчик увидел, как на заднем сиденье машины кого-то бьют по голове. Подобные сцены были не редкостью на улицах Иерусалима в то время, поскольку еврейские подпольщики регулярно похищали британских мирных жителей, полицейских и солдат, с целью обмена на пленных еврейских боевиков. С другой стороны, только в мае 1947 года британцы арестовали ещё троих 14-летних мальчиков.
Британская палестинская полиция подозревала, что разведывательное подразделение Роя Фаррана, героического британского солдата, ветерана Второй мировой войны, похитило Александра Рубовича. Подозрение в причастности Фаррана к исчезновению Рубовица возникло после того, как рядом с тем местом, где свидетели видели юношу в последний раз, была найдена серая шляпа с широкими полями и вышитым на ней его именем. Согласно более поздним показаниям свидетеля, Рубовича увезли в отдалённое место, подвергли пыткам, чтобы получить информацию а подполье, а затем Фарран забил Рубовича до смерти камнем.
Фарран был обвинён в убийстве Рубовица и предстал перед военным трибуналом в Иерусалиме. Начальник Фаррана, Бернард Фергюссон, которому Фарран якобы признался в убийстве, отказался давать показания, сославшись на право не свидетельствовать против себя. Прокурор не смог доказать убийство Рубовича и принадлежность шляпы Фаррану, и обвинения были сняты за отсутствием доказательств. Последующие попытки семьи Рубовича возобновить дело оказались безуспешными, и тело мальчика так и не было найдено.
В 2009 году выяснилось, что неназванный израильтянин, проживающий в США, нанял нью-йоркского детектива для расследования исчезновения Александра Рубовича и поиска его тела для захоронения. Детектив, специализирующийся на поиске пропавших без вести, хотел опросить выживших сотрудников палестинской полиции. Согласно его выводам, следственные документы по этому делу, которые предположительно включали письменное признание Фаррана, были сожжены в Палестине в октябре 1947 года, но их копии до сих пор находятся в британских архивах. Детектив предположил, что тело Рубовича находится в Вади-Кельт, пустынной долине в 27 километрах к востоку от Иерусалима.
87-летний бывший сотрудник палестинской полиции и нынешний президент Ассоциации старых товарищей палестинской полиции, которая ещё в 1947 году критиковала деятельность подразделения Фаррана, прокомментировал дело Рубовича: «Я был категорически против этих отрядов, этого инцидента никогда не должно было произойти».
В 2009 году английский историк Дэвид Чезарани опубликовал книгу о деле Рубовича. Согласно его исследованию, документы были уничтожены в Палестине, поскольку адвокат Фаррана якобы угрожал разоблачить деятельность спецподразделения, включая пытки.
Именем Александра Рубовича названа улица в Иерусалиме.
#история