Adam Cwejman: США должны компенсировать ЕС за десятилетия приема беженцев
Трамп хочет, чтобы Европа платила за свою безопасность, но забывает о миллионах беженцев, которых Европа приняла в результате американских войн.
Согласно доктрине президента Трампа, внешняя политика должна проводиться в соответствии с системой транзакций. Расходы распределяются в соответствии с ответственностью.
Одним из последствий этой политики, о котором нынешняя администрация, похоже, не задумывается, является то, что Европа на протяжении четверти века расплачивается за внешнюю политику США. Никто в нынешней администрации не знает об этом и не имеет никаких идей относительно того, как эти расходы следует включить в текущее урегулирование между Соединенными Штатами и другими странами.
В 2001 году Соединенные Штаты в ответ на террористические атаки в США 11 сентября вторглись в Афганистан. Альянс, состоящий из союзников по НАТО, а также стран, близких к НАТО, таких как Швеция, принял участие в оккупации Афганистана, что повлекло за собой значительные человеческие жертвы и финансовые потери как для афганцев, так и для оккупационных сил.
В результате войны в Афганистане против Талибанов, произошел массовый исход населения из значительной части страны. Эти люди направились в соседний Иран, а затем дальше. В результате около 800 000–900 000 афганцев нашли убежище в Европе.
Пик пришелся на 2015 год, но миграция продолжается и в 2020-х, когда вскоре после ухода США из страны к власти пришли Талибы. Только в 2023 году 100 000 афганцев попросили убежища в Европе.
Через два года после начала войны с терроризмом в Афганистане она продолжилась, под сомнительными предлогами, в Ираке. В результате Европе пришлось принять большое количество беженцев из Ирака.
По данным Агентства ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Евростата, Европа получила от 300 000 до 400 000 заявлений о предоставлении убежища от иракцев, особенно в период с 2006 по 2011 год. Вторая волна пришлась на период наступления Исламского государства в регионе, когда четверть миллиона иракцев покинули страну.
Найти точные цифры того, сколько из этих заявлений о предоставлении убежища было удовлетворено по всей Европе, сложно, они ниже, чем указанное выше число. В то же время они показывают масштабы миграции. Это издержки для Европы. А если расширить выборку стран, которые понесли различные издержки в связи с вмешательством США на Ближнем Востоке, в Афганистане, Сомали и ряде других стран в 2000-х годах, то, по данным «Проекта стоимости войны» (междисциплинарного проекта, реализуемого в Университете Брауна), речь пойдёт о 38 миллионах человек.
Так много людей, согласно исследованию, стали беженцами в результате войн и конфликтов, в которых Соединенные Штаты так или иначе участвовали. Часть этих конфликтов уже проходили прежде чем в них влезли Соединенные Штаты, однако в большинстве случаев это были конфликты, которые расширились или углубились в результате вмешательства Соединенных Штатов.
Где готовность нынешней администрации включить эти расходы в текущий расчет обязательств США в области политики безопасности за рубежом?
Можно утверждать, что Европе не пришлось бы принимать столько беженцев, что она могла бы избежать последующей цены в виде расходов на прием, администрацию, нагрузки на системы социального обеспечения, а также социальных и культурных конфликтов.
Но даже если бы прием был значительно ниже, гуманитарные издержки пришлось бы каким-то образом покрывать — либо через лагеря беженцев в близлежащих районах, либо в третьих странах, либо на европейской территории. Европа, ввиду своей близости к Ближнему Востоку, неизбежно несла большую долю этих расходов. В любом случае, гуманитарные издержки не были оплачены Соединенными Штатами в достаточной степени, а легли на страны, соседствующие с зонами военных действий, а зачастую и на Европу. Если посмотреть на прием беженцев в Америке, то он составляет лишь малую часть от того, что происходит в Европе.
Конечно, нынешняя американская администрация находится у власти отчасти потому, что пообещала положить конец американским «вечным войнам» и хочет свести счеты с теми, кто их начал. Это верно. Однако экстраполяция, которую хочет сделать администрация Трампа, — в отношении всего: от торгового дефицита и помощи до военных расходов — касается не только текущих расходов, но и исторических.
А в случае с притоком беженцев, который продолжается и по сей день, Трамп и его администрация полностью игнорируют эти издержки.