Adam Cwejman: Это лицо современного антисемитизма
За день до годовщины Хрустальной ночи в крупном европейском городе повторяются сцены, мало чем отличающиеся от тех, что происходили в Германии и Австрии в 1938 году. Футбольный матч между голландской командой «Аякс» и израильским «Маккаби» в Амстердаме закончился тем, что израильских футбольных болельщиков стали преследовать на улицах и избивать.
Речь шла не о футболе, и действия совершали не болельщики «Аякса».
Но, объясняет флагман шведского либерализма газета Dagens Nyheter, «картина того, что произошло и какая группировка что сделала, сильно разнятся». Происшедшее описывается как «драки между пропалестинскими протестующими и израильскими футбольными фанатами». Шведское радио говорит о «футбольном хаосе». Но то, что произошло, не имеет никакого отношения к футболу или обычным дракам между болельщиками — на улицах Амстердама происходили чистые линчевания, мотивированные ненавистью к Израилю и антисемитизмом.
Вчерашние события во многом напоминают то, что произошло в 2023 году, когда после матча между Швецией и Бельгией, двое шведских болельщиков были застрелены, потому что они были шведами. Футболок их национальной сборной хватило, чтобы исламистский террорист убил их. Речь шла не о футболе или хулиганстве, а о чистом расизме – их убили потому, что они были шведами, а не из-за того, что они сказали или сделали.
Инциденты такого рода, к сожалению, не мобилизуют большие массы возмущенных протестующих, которые хотели бы продемонстрировать свое отвращение к расизму и экстремизму в Европе. События в Амстердаме и Брюсселе не считаются частью крупной расистской или социальной проблемы. Все выглядело бы совершенно по-другому, если бы шведские болельщики были убиты правым экстремистом или если бы события четверга в Амстердаме были совершены сторонниками Голландской партии свободы.
Все более открытые и беззастенчивые выражения сочувствия в Западной Европе Хамасу и Хезболле встречены с большим пониманием со стороны записных борцов с расизмом и политической поляризацией. Возможно, это объясняет, почему более или менее безопасно публично делать определённого рода расистские заявления без заметных последствий.
Евреи в Западной Европе к этому уже привыкли. Они скрыты, не носят на публике еврейскую символику, ни при каких обстоятельствах не демонстрирует открыто свою поддержку чему-либо, связанному с Израилем.
Футбольные болельщики из Израиля нарушили это золотое правило западноевропейских евреев. Некоторые назовут такое поведение грубым и провокационным и обвинят в происшедем их самих.