Mats Dagerlind: Умеренному правительству следует поучиться у Трампа, если они хотят победить на выборах.
За шесть месяцев Дональду Трампу удалось сократить число нелегальных иммигрантов в США на 1,6 миллиона человек. За тот же период уровень иммиграции в Швецию оставался высоким, а депортаций стало меньше. Разница заключается не в ресурсах или законах, а в политической воле, решительности и нежелании позволять страху брать верх. Буржуазному правительству Швеции есть чему поучиться у Трампа, его бесстрашию действовать нестандартно и не обращать внимания на мнение окружающих.
После того, как Трамп вступил в должность в январе, не потребовалось многих лет, чтобы влияние на миграцию стало заметным. За шесть месяцев в США стало на 1,6 миллиона нелегальных иммигрантов меньше. Иммиграционная и таможенная полиция (ICE) усилила депортации, но, прежде всего, жёсткие сигналы из Белого дома побудили людей добровольно покинуть страну.
В Швеции, спустя почти три четверти срока работы правительства, обещавшего «сменить парадигму», приток иммигрантов не уменьшился настолько, чтобы это можно было назвать выполнением обещания, а депортаций стало даже меньше. Количество выданных видов на жительство остается на уровне около 90 000 в год.
Произошло перераспределение: сократилось число первичных просителей убежища и увеличилось число родственников. Для простого шведа и шведского общества не имеет значения, какой статус имеет мигрант, получающий пособие. И не само собой разумеется, что каждый, у кого в Швецию есть родственники, имеет право переехать сюда, если у него нет своих причин для получения убежища. Правительство могло бы положить этому конец, даже если ему не хватило смелости ввести полный мораторий, за который выступают «Шведские демократы».
Слишком много разговоров, слишком мало действий
Вместо радикальных сокращений, мы видим длительные расследования и незначительные корректировки. Многие реформы должны вступить в силу после окончания срока действия мандата, что означает риск их отмены в свете того, что после выборов в следующем году власть, скорее всего, перейдёт к красно-зелёным.
Правительство необходимо начать работать в темпе Трампа, осознавая, что вскоре они могут оказаться в оппозиции, и что Магдалене с компанией всё же сложнее отменить уже принятые решения, чем забыть и пересмотреть ещё не реализованы и находящиеся на стадии расследования.
Проблема в воле и смелости, а не в законах.
Шведские политики часто оправдываются тем, что «законодательный процесс» тормозит и что «принятие законов требует времени». Но это неправда. Риксдаг может изменить закон в одночасье, если это необходимо. Впоследствии также быстро можно внести любые необходимые корректировки.
Трамп показывает, как много можно сделать быстро посредством управления, расстановки приоритетов и лидерства. И это несмотря на то что американские суды обладают большими конституционными полномочиями по сравнению со шведскими, а правительства штатов пользуются большей автономией, чем шведское муниципальное самоуправление. Американский президент, безусловно, обладает большей личной властью, чем шведский премьер-министр, но не большей, чем всё шведское правительство, поддержанное парламентским большинством.
Было бы вполне возможно с самого начала работы правительства ужесточить контроль Шведской миграционной службы над иммиграцией, прекратить выдачу новых разрешений и использовать угрозы отзыва помощи как средство давления на страны, отказывающиеся принимать своих граждан обратно. Но шведские политики боятся переходить границы, опасаясь критики как внутри страны, так и за рубежом, и поэтому делается значительно меньше, чем можно было бы сделать на самом деле.
Страх как политический тормоз
Шведские политики, даже те, кто называет себя реформаторами, часто оказываются в ментальном тисках: что скажут СМИ? Что подумает ЕС? Как это будет воспринято общественным мнением? Это касается не только левых, которым нравится статус-кво в миграционной политике, но и тех, кто требует перемен.
Вместо того, чтобы вдохновляться решимостью таких лидеров, как Трамп, готовых нарушать условности ради достижения результатов, они тратят время на объяснения, почему это «не работает», по крайней мере, здесь, в Швеции. Страх выделиться и подвергнуться критике стал важнее решения проблем.
Не позволяйте стилю Трампа заслонять то, чему он может научить
Необязательно любить стиль Трампа, чтобы оценить его метод: мыслить нестандартно, бесстрашно, действовать быстро, оказывать давление на оппонентов и преодолевать препятствия, а не останавливаться и сдаваться перед ними. Если воля к реальным переменам сильнее желания имитировать целеустремлённость, меньше будет символических действий и долгих заседаний.
Швеция не может полностью копировать США во всех отношениях, но мы можем усвоить урок: политическое мужество превосходит политическую трусость, когда правительство умывает руки и, уклоняясь от ответственности, позволяет комиссиям решать, чему быть, а чего не миновать. Политики должны подчиняться избирателям, а не бюрократам.
Требуется смелость, чтобы порвать со старыми шаблонами и, подобно Трампу, игнорировать их, когда вам говорят: «Но так же делать нельзя». Напротив, можно, можно и должно – если так решили люди у избирательных урн. Это закреплено в преамбуле к шведской конституции.
Лучше, чем альтернатива, не значит хорошо.
Сегодняшнее правительство, несомненно, лучше, чем альтернатива, но при нынешних темпах оно рискует предстать перед избирателями в 2026 году, не осуществив большую часть обещанных изменений и не оказав существенного влияния на то, что нашей израненной стране необходимо исправить.
И тогда поздно будет винить процессы – избиратели смотрят на реальные результаты, а не на амбиции. Невыполненные предвыборные обещания порождают презрение к политикам, равнодушие и подрывают доверие к демократии. Уж лучше совсем никаких обещаний.
В правительстве к колоссальному проигрышу команде Магдалены, о котором свидетельствуют опросы, относятся на удивление легкомысленно. Они упорно утверждают, что делают всё правильно, намекая, что избиратели этого не понимают. Этого недостаточно. Если они хотят победить на следующих выборах, им сначала нужно признать, что где-то была допущена огромная ошибка, а затем начать действовать энергично в той мере, в какой это необходимо для восстановления доверия большинства избирателей.
Слишком многие видят в этом перекладывание ответственности, а не смену парадигмы.
Возможно, дело не только в том, чтобы сделать больше там, где они сделали слишком мало. Возможно, им также нужно победить своих оппонентов в других политических областях, где у Магдалены сегодня явно самая сочная морковка. Возможно, это бывшие избиратели социал-демократов, проголосовавшие за правых, но, не получив обещанных результатов в виде жёсткой миграционной и криминальной политики, возвращающиеся к левым, чтобы отдать приоритет более мягкому социальному обеспечению.
Но правительство может хотя бы начать выполнять обещанное – смену парадигмы, в отличие от перекладывания вины, как это, по-видимому, воспринимают многие избиратели, убегающие от него. Но сделать это срочно, ведь до конца срока полномочий осталось чуть больше года.
Трамп показывает, что многое возможно, если захотеть и проявить бесстрашие, возможно даже превратить отставание в 10-12 процентных пунктов в победу на выборах. Вопрос, однако, в том, готовы ли шведские лидеры черпать вдохновение у американского президента – или же они продолжат ругать его за стиль, пока сами, набирая очки за стиль, позволяют проблемам разрастаться и дают красно-зелёным лёгкую победу.
https://samnytt.se/dagerlind-tido-bor-lara-av-trump-om-man-vill-vinna-valet