Jakob Heidbrink: В Германии свобода слова в опасности
Новая правящая коалиция далеко зашла в своей войне с дезинформацией.
В Германии коалиционные переговоры между ХДС/ХСС («Союз») и СДПГ были завершены на уровне партийного руководства. Соглашение еще должно быть одобрено партиями, но все указывает на то, что в начале мая в Германии будет сформировано новое правительство.
Соглашение было воспринято с разочарованием теми, кто хотел увидеть в Германии кардинальные перемены. Конечно, некоторые изменения будут, но они не выйдут из существующих рамок. Речь идёт не о реальном изменении курса, а о его коррекции. Сторонники Союза особенно рассержены. Посмотрим, как будущее правительство справится с гневом.
Однако первым индикатором того, насколько серьезна ситуация для Союза, является тот факт, что правая националистическая партия АдГ, отставшая от Союза на семь процентных пунктов на февральских выборах, неуклонно набирает позиции в последних опросах общественного мнения и угрожает обогнать христианских демократов.
Одним из аспектов коалиционного соглашения, который начал привлекать внимание, является текст под заголовком: «Как справиться с дезинформацией». В нем партии не только заявляют, что дезинформация и «fake news» угрожают самой сути демократии, но идут еще дальше.
Они утверждают, что преднамеренное распространение ложных утверждений не является частью свободы слова. Это заявление вызвало тревогу среди активистов, борющихся за свободу слова. Слова трактуются широко, что произойдет, если повседневная речь подпадет под такое законодательство?
Возможно, планы правительства изменить законодательство не простираются так далеко. Однако сегодняшние ограничения свободы слова в Германии уже зашли слишком далеко. Учитывая это, активисты движения за свободу слова опасаются, что ограничения устражатся и сами станут опасными для демократии.
Недавно окружной суд города Бамберг вынес обвинительный приговор журналисту Дэвиду Бендельсу. Бендельс распространил манипулированную фотографию министра внутренних дел Нэнси Фейзер. На оригинальном изображении Фаезер держит табличку с текстом на английском языке: «Мы помним». Подпись на смонтированном изображении гласила: «Я ненавижу свободу слова».
Суд утверждал, что манипуляция была выполнена настолько искусно, что ее невозможно было обнаружить без тщательного изучения изображения. Таким образом, Фейзер подверглась насмешкам посредством лжи. Первоначально Бенделю был назначен штраф, но когда он по принципиальным соображениям отказался его платить, его приговорили к семи месяцам лишения свободы условно. Приговор был обжалован.
Критика обвинения очевидна: дураку понятно, что речь идет о сатире, а не о лжи. Ни одному нормальному человеку не может прийти в голову, что министр внутренних дел возьмёт в руки плакат с надписью о том, что она ненавидит свободу слова, и позволит себя фотографировать.
Окружной суд наказал именно за манипуляцию, а не за ложь, а учитывая, что весь юмор основан на манипуляции, это опасно. Сейчас приговор обжалован, но есть опасения, что Германия отходит от свободы слова.
Тот факт, что коалиционное соглашение, по крайней мере, намекает, что гайки будут закручены еще сильней, вряд ли успокаивает обеспокоенных.