Krzysztof Mularczyk: Правительство Туска в Польше не так уж и отличается от предыдущего
Во многих областях, таких как социальная, экономическая, оборонная и миграционная политика, новое правительство Польши мало чем отличается от предшествующего по стилю и содержанию. А там, где различия есть, оно не смогло реализовать свою повестку дня.
«Всё будет так же, как раньше, только еще больше», — сказал однажды Людвик Дорн, бывший спикер Сейма, нижней палаты польского парламента.
Нечто подобное можно сказать и о нынешней правящей коалиции Дональда Туска, которая, несмотря на приход к власти в прошлом году с обещанием нового старта после восьми лет правления Закона и Справедливости (ЗиС), во многих отношениях является продолжением бывшего правительства ЗиС другими средствами.
Возьмем экономическую и социальную политику. Когда национал-консервативная ЗиС начала вводить щедрую новую программу социального обеспечения в 2015 и 2016 годах, центристская Гражданская платформа (ГП) Туска заявила, что стране такая политика не по карману.
Но с тех пор, как в декабре прошлого года ЗиС у власти сменила нынешняя коалиция во главе с ГП, она не только сохранила эти подачки, но и добавила ещё и собственных, а также повысила зарплаты в государственном секторе, заняв 20 миллиардов злотых (4,6 миллиарда евро) для финансирования этих обязательств.
Между тем, предвыборные обещания Туска по налогам были отложены на второй план. Не было удвоения необлагаемого налогом порога на личные доходы, никаких сокращений налога на прирост капитала и никаких сокращений социальных выплат работодателей.
Если что и произошло, учитывая, что ЕС теперь открыл против Польши процедуру чрезмерного дефицита, налоги, скорее всего, вырастут в ближайшие годы.
Аналогичным образом, находясь в оппозиции, многие деятели нынешней правящей коалиции критиковали различные «мегапроекты» правительства ЗиС, такие как запланированный новый аэропорт и транспортный узел в центральной Польше и восстановление Саксонского дворца в Варшаве, называя их «манией величия».
Но с момента прихода к власти они решили продолжить их. Туск также поддержал призыв президента Анджея Дуды, союзника ЗиС, к проведению в Польше будущих летних Олимпийских игр.
В вопросе миграции Туск продолжил риторику и политику ЗиС. Вскоре после прихода к власти он заявил, что «выживание западной цивилизации» зависит от предотвращения «неконтролируемой миграции». В согласии с подходом ЗиС он также назвал мигрантов частью «гибридной войны», начатой Беларусью и Россией против Польши и ЕС.
Хотя многие деятели нынешней правящей коалиции когда-то критиковали жесткую пограничную политику ЗиС — например, строительство заграждений на границе с Беларусью и «выталкивание» мигрантов, которые ее пересекли, — теперь они ее продолжают.
Действительно, правительство Туска пообещало еще больше усилить антимигрантскую пограничную оборону. Оно также ввело зону отчуждения на границе, аналогичную той, которая была введена при ЗиС.
Возможно, менее удивительно, что новое правительство не только продолжает начатое ЗиС перевооружение перед лицом российской угрозы, но и расширяет его: в бюджете следующего года расходы на оборону достигнут 4,7% ВВП, что выше, чем 4,12% в этом году и 3,9% в 2023 году.
Администрация Туска продолжила заключать крупные сделки по закупке оружия, в основном с США и Южной Кореей, а не с партнерами из ЕС.
Самое очевидное различие между нынешним правительством и администрацией ЗиС заключается в так называемых морально-культурных вопросах, таких как аборты и права ЛГБТ.
Однако в этой области не было достигнуто никакого прогресса из-за противодействия Польской народной партии (ПНП), самого консервативного элемента правящей коалиции, которая присоединилась к ЗиС, проголосовав против попытки смягчить закон об абортах в июле.
Отношения с Брюсселем, как и ожидалось, улучшились при Туске, что привело к разблокированию миллиардов евро на восстановление после пандемии и структурные фонды, которые были заморожены при ЗиС.
Однако новое правительство продолжило оппозицию своего предшественника из ЗиС к миграционному пакту ЕС, а тыкже заявило о своем желании ограничить Зеленую сделку блока и по-прежнему скептически относится к отмене права вето государств-членов на внешнюю и политику безопасности. Польша не стала ближе к принятию обязательств по вступлению в еврозону, чем это было при ЗиС.
Между тем напряженность с двумя крупнейшими соседями Польши — Германией и Украиной, которая была очевидна при ЗиС, сохраняется. Варшава отказалась от требования ЗиС о военных репарациях от Берлина, но вместо этого настаивает на других формах «компенсации». Она резко раскритиковала решение Германии ввести проверки на всех своих сухопутных границах.
Правительство Туска продолжало оказывать давление на Киев, чтобы тот разобрался с давним наследием Волынской резни, в ходе которой украинские националисты убили около 100 000 этнических поляков во время Второй мировой войны. Как и ЗиС, оно настаивает на том, чтобы Украина разрешила эксгумацию жертв, и заявляет, что Польша не позволит Украине вступить в ЕС, пока этот вопрос не будет решен.
В своих предвыборных обещаниях ГП обещала разрешить кризис верховенства права в Польше. Но теперь, когда она у власти, подход правительства кажется удивительно похожим на подход ЗиС.
Оно решило убрать назначенцев ЗиС, таких как генеральный прокурор и руководство государственных СМИ, похожими, юридически сомнительными способами, как ЗиС убрала тех, кого они считали оппонентами.
Вместо того, чтобы принимать законы о структурных реформах, правительство концентрируется на чистках и отказывается признавать суды, которые оно считает ненадлежащим образом сформированными.
Оно также готово использовать механизмы, оставленные его предшественником, такие как создание поддерживающего большинства в Национальной избирательной комиссии (НИК) и использование его для сокращения государственного финансирования ЗиС.
Тем временем, после того как новое правительство взяло под контроль государственные СМИ, государственный вещатель TVP перешел от роли рупора ЗиС к предоставлению информации, теперь предвзятой в пользу новой правящей коалиции.
Сам Туск фактически признал проблематичный характер действий своего правительства, заявив, что иногда им необходимо делать вещи, которые «не полностью соответствуют закону».
Он и его сторонники утверждают, что это вызвано-правовым и институциональным хаосом, оставленным ЗиС, и что цели оправдывают средства.
Но такая политика и язык, используемый для ее оправдания, вызвали удивление даже среди тех, кто до сих пор поддерживал правительство, многие из которых недовольны тем, что правительство повторяет многие из действий, которые оно так резко критиковало, находясь в оппозиции.
ГП и Туск стремятся подчеркнуть, что они отличаются от своего предшественника, но это, похоже, просто риторика. После почти года у власти, похоже, что нынешнее правительство — вторя словам Дорна — делает больше того же самого.
Comments (1)
Естественно, проевропейский журналист не упомянул о продолжении недружественной политики по отношению к Израилю:
40 countries on the initiative of Poland condemned the recent attacks on the UN peacekeeping force in southern Lebanon, UNIFIL.
Всех учили одинаково, но лучшим учеником оказалось Польша