← Timeline
Avatar
M2aAVGuuQnW

Эмерит-профессор гражданского права Torsten Sandström

Оглядываясь на свою жизнь, я вспоминаю наивные представления моей юности о том, что опуская избирательный бюллетень я участвую в демократической честной игре. Мне хотелось верить, что шведская политика подобна благородной дуэли на шпагах: победит тот, кто благодаря лучшим аргументам набрал больше голосов.

Я также верил красивым словам политологов о том, что нация и правовое государство должны основываться на разделении властей. Иными словами, система, в которой разные части государства контролируют друг друга, политическую власть и бюрократию. А еще меня прельстили мудрые слова государственных деятелей о том, что регулярная смена власти принципиально хороша - символ живой демократии.

Но в зрелом возрасте я понял, что меня соблазнили и провели. Шведская политика, похоже, основана вовсе не на fair play, а на построении хитроумных политических структур, с целью обманом завоевать голоса национального избирателя.  Социал-демократы давно сконструировали систему политической защиты, которая через ведомственные структуры и государственный контроль практически гарантируют  невозможность выбить социал-демократическую партию из седла государственной власти. Возможно известно, что в деловом мире иногда говорят об акульих клетках. Так называют сговор собственников - посредством взаимной покупки акций, - который предотвращает попадание компании в руки конкурентов.

Мое разочарование коренится в убеждении, что партиям буржуазной оппозиции вряд ли удастся поколебать господство социал-демократов. Это связано с обещаниями бенефиций потенциальным избирателям и многим другим союзникам. И даже если оппозиции удастся получить большинство голосов, выстроенная
социал-демократами система корпоративной защиты останется. Каким образом когда-нибудь удастся нейтрализовать сотни глав ведомств и многие тысячи бюрократов, работающих на социал-демократическую партию?

Я прихожу в еще большее отчаяние, когда вижу, как действует в этом контексте большинство шведских политологов. В своей невинности я ожидал, что университетские ученые в области political science исследуют и раскритикуют методы, применяемые социал-демократами для сохранения власти. На мой взгляд, профессора должны были дружно критиковать меры, мало совместимые с традиционными демократическими принципами разделения и смены власти.

Но ни слова не слышно о том, как ресурсы государства используются на нужды партии по финансированию и укреплению власти. Почти все политологи страны хранят молчание. Никто не говорит, что акульи клетки — это неправильно. В то, что это происходит по невежеству, мне трудно поверить. Они, кажется, стали звеньями в властной сети социал-демократов.

Наконец, еще одной причиной моего скептицизма, являются шведские средства массовой информации. Их задача, несомненно, состоит в том, чтобы разоблачать и подвергать критике скрытые модели политической власти. Но никаких критических анализов относительно появления наряду с демократически избранным правительством корпоративных моделей власти не слышно. Наоборот, подкупленные государственной поддержкой прессы и налогом на радио/телевидение, они поддерживают почти столетнюю систему построенную социал-демократами .

Таким образом, мало оснований полагать, что голосование за оппозицию на осенних выборах изменит Швецию, решит и устранит структурные проблемы страны. Даже если большинство голосов достанется оппозиции, созданные социал-демократами механизмы акульих клеток достаточно устойчивы, чтобы предотвратить реальную смену власти в обществе.

Тысячи и тысячи контрсил в виде юридических параграфов и легионов бюрократов служат тормозными колодками на благо социал-демократов. В случае буржуазной «победы» мы можем, к сожалению, ожидать лишь еще четыре года менее последовательной социал-демократической политики, которую проводит запутавшееся буржуазное правительство.

Мой мрачный анализ основан на отсутствии у оппозиции реальной политической готовности к фундаментальному политическому обновлению. Они уже даже мыслят совсем как социал-демократы. А ловко сконструированные акульи клетки, по всей вероятности, в обозримом будущем оставят все по-старому. Цель клеток как раз и состоит в том, чтобы исключить политических чужаков.

https://anti-pk-bloggen.se/2022/03/30/hajburar-hindrar-politisk-fornyelse

Hajburar hindrar politisk förnyelse – Anti-PK-bloggen
ANTI-PK-BLOGGEN.SE
To react or comment  View in Web Client
Comments (2)
Avatar

Лучше поздно, чем никогда. Продолжительность жизни в Швеции пока дает надежду, что профессор еще оценит и роль всеобщей избирательной привилегии в той системе которую построила СДП в Швеции. Вот поскольку мы в отличие от профессоров политологов (да пожалуй и правоведов) не получали деньги отнятые шведской бюрократией у налогоплательщика, а 15 лет назад в России публиковать книжки о пороках к западу от ее границ можно было совеошенно свободно, мы в 2007-м опубликовали работу про "закрытые демократии" - включая Швецию и Израиль конечно. Так что нам не пришлось ждать статуса "эмеритус" 🙂 Другие релевантные ссылки дам в следующем комментарии.

👍1
Avatar

Про заботливую социальную бюрократию покупающую себе поддержку за деньги из бюджета писал еще в 1985 Энтони де Ясаи (он называл эту бюрократию просто "Государство" и не отделял от бюрократов "социально ориентированных" политиков). Книга переведена и на русский но ссылку на бесплатное скачивание с безопасного и солидного ресурса нашел пока только на английском.. Ну и наши статьи тут подходят про всеобщее избирательное - общая 2018 г. о его опасности и частная - об аморальности.

To react or comment  View in Web Client