Halim Rane: Почему называть терроризм «религиозно мотивированным» — ошибка, и как его называть вместо этого
После жестоких нападений в общественном обсуждении быстро появляется привычная формулировка — «религиозно мотивированный терроризм». Она кажется интуитивно понятной, но на деле аналитически несостоятельна, социально вредна и контрпродуктивна как для национальной безопасности, так и для сплочённости общества.
Я утверждаю, что более точным и эффективным понятием является «терроризм, мотивированный идентичностью»: использование насилия или угроза его применения против гражданского населения для продвижения повестки, основанной на мнимой защите, восстановлении или превосходстве коллективной идентичности.
Это изменение языка — не вежливый эвфемизм. Оно отражает выводы десятилетий исследований политического насилия, радикализации и проблем безопасности. Последовательно показывается: религия не является причиной терроризма, даже если террористы громко прикрываются религиозной риторикой. Подлинная мотивация — идентичность: расовая, политическая и/или цивилизационная.
Что не так в выражении «религиозно мотивированный»
Определение терроризма как «религиозно мотивированного» подразумевает, что сама религия санкционирует или порождает насилие. Это не безобидная деталь. Язык влияет на распределение ответственности, на то, как к сообществам относятся государство и общество, и какие ответные меры выбираются. Между тем действия, которые называют «религиозным терроризмом», грубо нарушают основные этические нормы, моральные принципы и фундаментальные законы таких религий, как ислам.
Ислам определяется своим первоисточником, Кораном — критерием для определения того, чему учит религия, что она разрешает и что запрещает. Как мы вместе с Ибрагимом Зейном показываем в нашей новой книге «Заветы с Аллахом: краеугольный камень ислама», Коран допускает ведение боевых действий лишь в строго ограничённых случаях: в целях самообороны для отражения агрессии и угнетения, а также в ответ на нарушение договоров, когда под угрозой оказывается мир и безопасность. Даже тогда применение вооружённой силы — исключительная прерогатива законной государственной власти, а не отдельных лиц, группировок или мстителей-энтузиастов, и разрешено лишь при соблюдении строгих условий, включая защиту мирного населения.
Так называемый «религиозно мотивированный терроризм», как правило, совершается людьми с низким уровнем религиозной грамотности — поверхностными, избирательными или непоследовательными знаниями, которые опираются на вырванные из контекста тексты, лишенные интерпретационной традиции.
Показательно, что мусульманские учёные и религиозные деятели с самого начала отвергли ИГИЛ. В Открытом письме к аль-Багдади претензии этой группировки на религиозную легитимность были категорически опровергнуты на основе подробных ссылок на исламские тексты, авторитетные правовые нормы и богословский консенсус. После событий в Бонди-Бич Австралийский национальный совет имамов выступил с заявлением, в котором назвал ИГИЛ «злой и опасной террористической организацией, не имеющей никакого отношения к исламу».
Мотивация требует нормативного обоснования
Называть терроризм «религиозно мотивированным» — значит совершать категориальную ошибку: принимать риторическое оправдание за причинную мотивацию и упускать из виду глубинные факторы идентичности, которые и толкают к экстремистскому насилию.
Если мы всерьёз говорим о мотивации, то подразумеваем, что действие исходит из авторизующего его мировоззрения. Если же система убеждений прямо запрещает действие — подобно тому, как исламские писания, юриспруденция и закон прямо запрещают убийство гражданских лиц, самоуправство и неизбирательное насилие — нельзя логически утверждать, что она мотивирует это действие. Это логика, столь очевидная в других контекстах, забывается, когда речь идёт о исламе.
Comments (7)
https://www.youtube.com/watch?v=QrwNJ6-p87Q
Мнение неучёного: ислам децентрализованная религия, и многое зависит от локальных интерпретаторов. И поэтому всегда можно сказать, что террористы и люди, ведущие религиозные войны, не truъ ислам исповедуют, а какую-то специфическую ветвь. Тут играем, тут не играем, тут рыбу заворачиваем.
Сто процентов.
Мне кажется, правильнее будет "терроризм мотивированный верой". Верить можно во что угодно.
Так как да, не смотря на то, что БОЛЬШИНСТВО терроризма в мире делается мусульманами, которые в 99% даже Коран не знают, остаются и террористы иных вероисповеданий, например коммунистических :).
Также, можно искренне верить в то, что какой-то народ - исчадия Ада и этот народ надо "помножить на 0"..... Эта вера может быть никак не связана с религией, но со СМИ и иными средствами информации (включая религ деятелей), постоянно промывающих мозги населению.... и они бегут записываться воевать ради навязанных идей.
(так произошло в РФ).
Тогда можно спросить, а бывает ли терроризм, не мотивированный верой во что-нибудь?
Например: терроризм мотивированный люсей.
Изначально, терроризм потому и терроризм, что мотивирован верой в что угодно. Хоть в Люсю хоть в ЛММ.
Так что изначально он "религиозно мотивирован", если не сказано, какой именно верой (или Люсей) мотивирован.
Так что - это просто масло масляное 🙂🙂🙂
И в случае ислама полезно называть своими именами - "джихад".