Joel Stade: Растущая зависимость от здравоохранения делает нас больными
Уже в 1970-е годы Ivan Illich предупреждал об опасной медикализации общества. Система здравоохранения разрушает способность людей заботиться о собственном здоровье и справляться с неизбежными страданиями.
Молодой человек обращается за помощью в психиатрическое отделение после того, как его девушка рассталась с ним. Женщине в конце жизни дают лекарства, чтобы снять боль и тревогу, но никто не сидит у ее постели. У большой и быстро растущей доли молодых шведов диагностируются нервно-психические проблемы, гендерная дисфория и депрессивные состояния.
Кажется, что-то неладно в здравоохранении и в том, как мы к нему относимся.
Критика не нова. Пятьдесят лет назад было предъявлено самое серьезное обвинение, когда-либо выдвинутое против современной медицины. В книге «Опасное здравоохранение», более известной под английским названием «Medical Nemesis», автор Иван Иллич утверждал, что здравоохранение приносит столько же вреда, сколько и пользы.
Уже в середине 1970-х Иллич предупреждал об опасной медикализации общества. Система здравоохранения разрушает способность людей заботиться о своем здоровье и справляться со страданиями, которые являются неизбежной частью жизни, предупреждал он. Во многом его опасения оправдались в наше время.
В основе обвинений в адрес современного здравоохранения лежат три формы ятрогении, слово, примерно означающее «спровоцированное врачом». Медицинская ятрогения – это распространённые нежелательные последствия медицинского лечения. Вред от лекарств, серьезные осложнения после операций и заражение пациентов в больнице являются серьезными проблемами здравоохранения.
Культурная ятрогения означает, что нормальные явления человеческой жизни, такие как депрессия или беременность, воспринимаются как болезни, требующие лечения и медицинской экспертизы. Структурная ятрогенея означает, что общество теряет способность справляться с болью. Результатом является пагубная зависимость от лекарств и медицинских знаний.
Неужели проблемы, вызванные действиями самих врачей, стали настолько серьезными, как утверждал Иллич? Примером, подтверждающим это утверждение, является опиоидный кризис в США, который начался с чрезмерного назначения обезболивающих. В середине 1990-х годов появился препарат на основе опиоидов «Oxycontin». Это стало отправной точкой для ужасного роста передозировок и злоупотребления опиоидами, которые стали причиной около полумиллиона смертей в Соединенных Штатах и привели к снижению продолжительности жизни американцев в эпоху мира и процветания.
Легко увидеть причину кризиса в жадности фармацевтических компаний в сочетании с неспособностью людей терпеть боль и готовностью врачей выписывать рецепты.
Иван Иллич родился в Вене в 1926 году и получил образование историка, специализирующегося на Средневековье и священника католической церкви. Служение вело его в бедные деревни Мексики и трущобы Нью-Йорка. В конце 1960-х он отложил работу священника на полку и вместо этого опубликовал серию книг, в которых критически исследовал институты и культуру современного общества. Он скончался в 2002 году из-за опухоли на лице, которую он не позволил врачам лечить.
Школа, здравоохранение и стремление к обеспечению равенства находились в фокусе его внимания. Мысль, к которой постоянно
возвращается Иллич, заключается в том, что современность разрушила культурные практики, помогавшие человеку справиться с его экзистенциальными проблемами. Современной одержимости держать всё под контролем он противопоставлял слова Иисуса из Нагорной проповеди о беспечно растущих лилиях.
Сейчас наблюдается определенный подъем интереса к философии Ивана Иллича: большая биография на английском языке, длинные статьи на страницах отделов культуры в шведских газетах и недавний симпозиум в Академической больнице в Уппсале, на котором теологи, социологи и врачи обсуждали его критику медицины. Более 200 человек – в основном врачи и психологи – пожертвовали полдня на участие в семинаре.
Один из лекторов в Уппсале заметил, что, хотя Иллич считал движущей силой медикализации «медицинских бюрократов» - врачей, сегодня мотором процесса стали пациенты и заинтересованные в прибыли компании. Врачи сегодня предостерегают от чрезмерной веры в силу медицыны.
Ускорение медикализации представляется неизбежным спутником гипериндивидуализма. Когда мы отказались от характерного для маленьких общин единения, живем без веры в Бога и на дистанции от родственников и семьи, возникает острая потребность в поддержке при возникновении боли или страха. Несмотря на то, что хороший друг или духовник справились бы лучше, системе здравоохранения приходится брать на себя эту, совсем не подходящую ей, роль.
В большинстве случаев здравоохранение приносит больше пользы, чем вреда. В этом отношении Иван Иллич был чересчур строг в своей критике. Но игнорировать вредное воздействие на культуру, на которое он указывает, нельзя. И то, что шведские врачи способны вступить в диалог со своим злейшим критиком, чтобы поразмыслить над своей деятельностью, - это хороший знак.
Comments (15)
Ну, гендерной дисфории всегда было овердофига, это совершенно стандартная шиука, просто об этом было СОВСЕМ не принято говорить...а потом вдруг резко проснулись ЛГБТQ
Так уж до фига?
Без медикализации гендерная дисфория среди подростков проходит почти всегда. О том и сказка
Она есть всегда, за редкими исключениями. И обычно вполне себе прекрасно проходит без каких либо пост-симптомов... Если рядом нет каких либо "мудрых личностей", "помогающих понять", что молодой человек/девушка совершенно не того пола, каким уродилися...ну или личностей ЛГБТQ спектра.
И я про то же.
Но именно в это время элементарно убедить подростка, что он "не такой, как все".
По-моему куда обычней гендерная эйфория
Аналогично можно сказать, что изобретение машин лишило нас навыков самостоятельного выживания. Однако благодаря ним мы можем делать больше, большее число людей может выжить и прожить более длинную и счастливую жизнь.
В период полового созревания, когда гормональный баланс ещё не устаканился, а "снаружи" нет явного поддерживающего фактора, который говорит "расслабься, у тебя возраст взросления, в это время приходит в голову масса разных странных мыслей, не стоит ко всему относиться с излишней серьёзностью и делать какие либо вещи, сделав которые обратно ничего не воротишь", эйфории обычно нет как класса :))...но не зря возраст называют "типешэсре" 🙂🙂
Не говоря уже о том, что у людей есть 2 "типа любви" - половая (уровня половых органов, направленное на размножение) и "сердечная", уровня груди.
Любовь нижнего уровня - "простая ебля", связанная с размножением, редко бывает к личностям того же пола, котикам/пёсикам/кроликам/аниме фигурам/...
Любовь верхнего уровня - "анахатная" - может быть к чему угодно..так как души бесполы. Именно про эту любовь говорят в христианстве (да и не только). И в возрасте взросления достаточно легко смешать любовь #1 с любовью #2.... Посчитать, что "со мной что-то не то" и так далее.
У менее чувствительных, у кого "анахата гвоздями забита", таких проблем обычно не возникает. Да.
Но в юности такое редко у кого...как ни странно.
Вот и страдают "от неразделённой любви" и т.п. и если эта любовь (2го типа) достаточно сильна, да ещё и к человеку того же пола, если рядом есть "более взрослый идиот", который "всё «правильно» объяснит", то подросток посчитает себя в спектр LGBTQ.
Есть прекрасный сериал Sex Education. Там вот весь этот спектр (от нормы до разной разности) очень хорошо показан, особенно в последнем сезоне ... и если с этим НОРМАЛЬНО не работать, а такое всегда будет, если не с кем НОРМАЛЬНЫМ посоветоваться, то очень легко посчитать любую херь... И сказать, "да я небинарная персона" и .т.п.
/Да, если вдруг кто не в курсе, небинарный - это как раз проблема гендерной дисфории.. и в период, когда трахаться не хочется по любой причине, можно себя посчитать "да я вообще не того гендера!"/
Сказать то можно, и это будет 100%ной правдой, и ранее "выживал сильнейший" и "люди были ого-го"...а сейчас выживают примерно все, а не 2-3 ребёнка из 10-15и.
С медикаментозным лечением тоже всё не однозначно, так как большинство врачей мира лечат симптомы а не причины.
Простой пример: уровень потребления антидепрессантов последние года - цифра засекреченная, так как большое количество людей "внезапно" на них подсело. А про риталин, выписываемый каждому 3му ребёнку в школе, я и вообще молчу.
Т.е. да, зависимость есть...и, если не прикладывать мозги, то она может сильно влиять ...примерно на все аспекты жизни.
При этом, если бы не фарма, население бы сократилось очень быстро. Во всяком случае, только меня должны были бы отнести на кладбище раз 10 🙂🙂🙂.
Нет ничего плохого в лечении симптомов, для многих болезней это единственный нормальный способ: обеспечить, чтобы организм не умер, а там он сам справится
И если вернуться к нашим баранам, как объяснить подростку, что это нормально и типично, и не надо дергаться. Хочешь попробовать себя в другой гендерной роли - молодец, экспериментируй, только без хирургии и эндокринологии, если не отпустит после 20 лет, приходи
На тему "попробовать себя в другой гендерной роли" ... с этим всё очень не просто так как весьма похоже на употребление некоторых наркотиков: для людей со слабой волей легко подсадиться...а потом, особенно если обнаруживает себя в "поддерживающей среде", получается не мало проблем.
У меня было несколько примеров перед глазами, когда "вовремя" в период депрессии, парни и девушки (возраста от 17 до 24) достаточно случайно оказывался в ЛГБТ тусовке, которые объясняли "как всё должно быть"... и "как/с кем правильно жить". И в течение менее чем полугода лжи менялись ОЧЕНЬ СИЛЬНО .. и "навсегда"
Леви Дымер, причина этого - чисто "эзотерическая", достаточно легко решается "очень нетрадиционными методиками" и не решается никак с помощью обычной психологии и психиатрии:
А монаде не зря "выдалось" тело того пола, который есть сейчас: он/она должны пройти опыт этого пола (которого тело). И если сознание нынешнего воплощения "загашено", а предыдущего "включено", то "обратно" это тело предыдущее воплощение само не отдаст...если нет понимания не правильности ситуации и человек не умеет общаться со своим подсознанием (предыдущими воплощениями).
Лично я "вижу" редко и плохо, но этого достаточно, чтобы легко понять, что проблема вполне реальна и не решается потому, что большинство этого совершенно не видят ... хотя видение этого (воплощений у человека) - вполне себе тренируемых навык. А вот уже умение "включить/выключить" - требует обучения. (И да, я знаком с людьми, кто обучался).
P.S. в Москве в конце 80х начале 90х было несколько исследований при психбольницах, которым удавалось "вернуть к себе" людей в ~80% случаев. Но требовалась "диспансеризация" и около 1-3 месяцев очень специфической работы с психологом. Эти исследования были закрыты в 92 - 93м по требованию ЛГБТ сообщества. /Я слушал интервью с заведующим одним из таких исследований, году в 96м/
Shmuel Leib Melamud, fyi.
Если заранее объяснить, что неустойчивость это нормально, то "навсегда" может оказаться столь же эфемерным, как юношеская влюбленность. ЛГБТ может быть неплохой тусовкой, а в период депрессии любая тусовка лучше чем ничего, но потом ограничивает
С одной стороны, логической, - ты 100% прав.
С другой - это (энергетически) как привязка к наркотикам: "один раз - не пидорас". Не говоря уже о том, что так как души бесполы, с точки зрения любви друг к другу - реально нет разницы.
Но дальше - получается и энергетический сдвиг (этого не видно большинству) и, вследствие его, гормональный...а также, как и с тяжёлой наркотой - получается "привязка" к такому образу жизни и такому половому поведению.
В принципе, если человек и по мальчикам и по девочкам, то жёсткой привязки не будет. /Но большие количество половых партнёров - плохо, т.к. цепляет на себя кармическую ответственность за косяки других людей