Европейскую экономику ждут новые потрясения
Рауль Эаметс, главный экономист Bigbank
Хочется надеяться, что худшее уже позади и нас ждут более спокойные времена, однако будущее по-прежнему остается неопределенным.
Европейская экономика сейчас чувствует себя не лучшим образом. Подводя краткий итог, мы видим практически нулевой рост в крупнейших экономиках. Темпы экономического роста Италии, Франции и Германии в этом году составят от нуля до 1%.
Недавно журнал The Economist опубликовал обзорную статью о потрясениях, которые ждут европейскую экономику. К этому я добавлю несколько своих мыслей о возможных вызовах в будущем.
The Economist указывает на три потрясения, которые ждут Европу в ближайшем будущем. Первое - из прошлого, и называется энергетическим шоком. Вся экономика должна приспособиться к новым ценам на энергоносители. Дешевая электроэнергия никогда не вернется. Таким образом, с потрясениями столкнутся все отрасли, а не только промышленность и строительство.
Второй шок связан с растущими экономическими амбициями Китая. В марте этого года премьер-министр Китая Ли Цян объявил, что в ближайшее время Китай будет инвестировать в новые проекты "зеленых" технологий.
Например, мы уже наблюдаем очень сильный подъем китайской автомобильной промышленности и увеличение доли рынка. Треть автомобилей в мире производится в Китае. В 2023 году 9% продаж электромобилей в Европе пришлось на Китай. В 2019 году эта доля составляла 0,5%, а в 2021 году - 3,4%. По оценкам Еврокомиссии, уже к концу следующего года этот показатель достигнет 15%.
Говорят, что Китай занимает 66% рынка производства ветрогенераторов (данные за 2022 год) и целых 80% рынка солнечных панелей. Согласно прогнозу, в 2025 году 79% литиевых батарей для всех электромобилей будут производиться в Китае.
Примечательно, что эти примеры касаются именно тех областей, в которых Европа хочет быть лидером. Оборудование и технологии, необходимые для зеленого поворота поставляются из Китая. Во многих областях Китай по сути занимает монопольное положение.
Третий шок, который, как говорят, частично поразил и Европу, - это шок, связанный с Трампом. Если Дональд Трамп станет следующим президентом Соединенных Штатов, то он, скорее всего, продолжит ту же политику, которую проводил во время своего предыдущего президентства. Его целью была защита внутреннего рынка и введение различных мер для защиты американских производителей.
К четвертому шоку я бы отнес еще и зеленый поворот, ведь если посмотреть на планы Евросоюза со всевозможными регламентами и отчетностью, то сложно представить ситуацию, когда реализация зеленого поворота не принесет для предприятий дополнительных затрат. Любое вмешательство в функционирование рынка, какими бы благородными ни были цели, как правило, всегда увеличивает издержки компаний.
Текущая ситуация в Европе скорее показывает, что зеленый поворот выгоден предприятиям только в случае предоставления субсидий. Хорошим примером является ветроэнергетика, которая потеряет свою рентабельность, как только исчезнут субсидии.
Геополитические риски также не исчезли. Российско-украинская война может затянуться еще на несколько лет, и в настоящее время нет решения конфликта между Израилем и ХАМАС. В воздухе витает риск нового конфликта в Азии. Речь идет об угрожающих действия Китая в отношении Тайваня. Тайваньское производство микросхем играет важную роль в мировой электронной промышленности, поэтому в случае такого конфликта пострадают несколько секторов экономики.
В целом будущее продолжает оставаться неопределенным. Любая неуверенность в будущем снижает желание предпринимателей инвестировать и развиваться. То же самое относится и к потребительскому поведению домохозяйств. И это не идет на пользу экономике.
https://rus.err.ee/1609315548/raul-jeamets-evropejskuju-jekonomiku-zhdut-novye-potrjasenija
Comments (1)
В чем цель – в устойчивом увядании или росте уровня жизни?
Ахти Асманн, председатель правления Viru Keemia Grupp (VKG)
На практическом уровне каждый человек должен спросить себя, готов ли он и способен ли он платить, например, за продукты питания, перевозка которых осуществляется работающим на зеленом водороде транспорте, который в четыре раза дороже.
Европа в зеленом переходе выбрала путь командной экономики. Общеевропейская цель устанавливается директивой прямого применения в отношении государств-членов, а государства-члены устанавливают права, обязанности, ответственность и механизм решения проблем.
Европа и Эстония поставили себе очень амбициозные цели на 2035 год. При этом назойливо много говорят о планах и о том, как будут развиваться технологии для выполнения этих планов.
Но при этом забывают, что срок - всего десять лет.
Достижение цели за такой срок предполагает немедленное промышленное внедрение уже готовых технологий. Поэтому ссылаться на перспективные технологии для достижения целей, это в лучшем случае невежество, а в худшем - введение в заблуждение.
У климатических фундаменталистов имеется решение даже в отсутствие технологий: запрет или ограничение.
Социальная концепция эффективности затрат означает, что затраты общества и индивида должны быть разумными и соизмеримыми с достигаемым благом. Для климатических фундаменталистов этот аргумент непостижим, поскольку для них речь идет о вопросе жизни и смерти. Никакая цена не будет слишком велика, чтобы избежать смерти.
Зеленый переход, по имеющимся на данный момент данным, приведет к значительному росту цен, поскольку новые решения будут явно дороже. Насколько большую инфляцию мы готовы терпеть?
Климатические политики выдвигают две встречные идеи. Ограничение/запрет деятельности, связанной с выбросами парниковых газов, и создание новых дотационных механизмов для реализации дорогостоящих идей. Попросту говоря, планируется отказаться от части налогов, поступающих от предприятий, и потратить временно доступные доходы от продажи квот на выбросы парниковых газов на субсидирование "зеленых" инициатив.
https://rus.err.ee/1609315922/ahti-asmann-v-chem-cel-v-ustojchivom-uvjadanii-ili-roste-urovnja-zhizni