Теории заговора в центре внимания нового исследования
Как распространяются теории заговора, можно ли застрять в конспирологическом мышлении и связано ли это с использованием СМИ? Исследователи из JMG рассказывают о новом проекте, финансируемом Шведским учёным советом.
Исследователи профессор Jesper Strömbäck, доктор Elina Lindgren и постдоктор Mathilda Åkerlund из Института журналистики, СМИ и коммуникаций (JMG) получили финансирование для исследовательского проекта от Шведского исследовательского совета.
Проект под названием «Конспирологическое мышление и цифровые медиа: исследование сложных взаимосвязей» продлится с 2025 по 2028 год и посвящен связи между использованием цифровых медиа и конспирологическим менталитетом, а также верой в конкретные теории заговора.
Кратко о проекте
Хотя теории заговора широко распространены, особенно в цифровых медиа, взаимосвязь между цифровыми медиа и конспирологическим мышлением более сложна, чем часто предполагается. Благодаря сочетанию панельных опросов, экспериментов, методов расчета и анализа дискурса проект должен ответить на три основных вопроса:
-
Как различные типы использования цифровых медиа с течением времени влияют на конспирологическое мышление и веру в конкретные теории?
-
Какие особенности характеризуют конспирологический язык в разных типах СМИ и как эти среды влияют на его возникновение?
-
Как конспирологическое мышление провоцируется экспонированием теориям заговора в цифровых СМИ?
Три вопроса профессору Йесперу Стрёмбеку
Почему сегодня важно это исследовать?
- Многое указывает на то, что информация о различных теориях заговора стала гораздо более распространенной и доступной. Прежде всего, через социальные сети, альтернативные СМИ и различные дискуссионные форумы. Ищущим такую информацию становится легче ее найти, и найти единомышленников. Это также увеличивает вероятность того, что люди случайно столкнутся с различными теориями заговора. Тот факт, что правые популисты используют теории заговора в качестве оружия в политической коммуникации, также становится все более распространенным. Это может привести к усилению веры в теории заговора, что, в свою очередь, может иметь ряд негативных последствий.
Чего вы надеетесь достичь своим проектом?
- Короткий ответ: увеличение знаний о том, как теории заговора распространяются через различные средства массовой информации, как выглядит взаимодействие между использованием средств массовой информации и конспирологической ориентацией и верой в конкретные теории заговора, а также как активируется и запускается вера в теории заговора. Важный вопрос касается существования эффектов отбора (т.е. влияние конспирологической ориентации на использование СМИ), медиа-эффектов (т.е. использование СМИ влияет на степень конспирологической ориентации и веры в конкретные теории заговора) и спиральных эффектов (когда использование СМИ, конспирологическая ориентация и вера в конкретных теориях заговора со временем взаимно усиливают друг друга).
Что означает поддержка Шведского научного совета для вас как исследователя, для исследования и для учреждения?
- Это очень важно, потому что это дает мне и моим коллегам-созаявителям Элине Линдгрен и Матильде Окерлунд возможность проводить исследования по теме, которая является как социально, так и научно важной, и в то же время это укрепляет репутацию и финансы института.
Среди тех, кто подает заявки на исследовательские проекты в Шведский научный совет, существует жесткая конкуренция: в этом году было одобрено около девяти процентов. Для JMG очень важно получить такое доверие от Шведского научного совета. Наши поздравления Йесперу Стрёмбеку, Элине Линдгрен и Матильде Окерлунд!
https://www.gu.se/nyheter/konspirationsteorier-i-fokus-for-ny-forskning
Comments (1)
Важно исследовать также теорию о заговоре конспирологов против демократии и влияние распространения этой теории на выбор учёными объектов исследования.