Против всего святого
Антисемитские, антиукраинские и антиевропейские взгляды Гжегожа Брауна довольно сильно перекликаются с российской риторикой. Соцопросы свидетельствуют об уверенном росте его популярности, а правые политики уже задумываются о потенциальной коалиции с его партией «Конфедерация польской короны».
В 2023 году Гжегож Браун ворвался в коридор Сейма, где горели свечи в честь Хануки, еврейского праздника. Он схватил огнетушитель и, вызвав сильное задымление, повредив экспозицию. Спустя два года против него начался судебный процесс по этому делу.
Браун не признал своей вины. Он утверждал, что тогда выполнял депутатские обязанности.
Я защищал соотечественников от демонстрации еврейского превосходства. И действовал в интересах общества, заботясь о соблюдении цивилизационных стандартов.
На судебные заседания Гжегож Браун приходит в сопровождении людей, больше похожих на группу театральных комедиантов, чем на политических соратников. Это так называемые камрады — шумная группа радикальных националистов, которые принципиально стоят на позиции «анти-».
Они настроены против всего и всех: против Евросоюза, евреев, Украины, против абортов, оплодотворения in vitro. Можно долго перечислять, что не по нраву этой компании. Зато она за смертную казнь («для убийц, государственных преступников, шпионов и дезертиров») и наказание за гомосексуальность.
Люди из окружения Брауна обычно одеты в причудливые мундиры и конфедератки. Среди «камрадов» — Войцех Ольшанский и Марцин Осадовский, которые на публике показываются в кителях и довоенных армейских галифе. Они еще известны как «Ящер» и «Людвичек».
Ольшанский — бывший актер. Вместе с Осадовским они ведут ютуб-канал, проникнутый ненавистью ко всему, даже к христианству (они называют его «еврейским сговором») и не стесняющийся вульгаризмов.
В суде Брауна сопровождали пророссийские активисты, например, переодетый в традиционный костюм гуралей — жителей польских гор, Себастьян Питонь. Вся эта пестрая компания не производит серьезного впечатления. И все же она работает на имидж Брауна как человека, который берет под свое крыло всех отверженных политическим мейнстримом.
Гжегож Браун возглавляет партию «Конфедерация польской короны» (ее также называют просто «Корона»). Эта монархическая и радикально-националистическая партия, созданная шесть лет назад.
Во время избирательной кампании и в предвыборных дебатах Браун фактически говорил только о «еврейских заговорах», якобы угрожающих Польше, о том, что Европейский союз — это «евроколхоз», и о том, что нужно противостоять «украинизации» Польши.
Аккаунты в соцсетях, связанные с Брауном, — лидеры по распространению антиукраинской пропаганды в польскоязычном интернете (по данным факт-чекинговой группы Demagog и Института мониторинга СМИ).
Опросы подтверждают, что Браун — ультранационалист, которого многие политики и публицисты называют фашистом, — вместе со своей шумной группой сторонников прочно закрепился на политической сцене.
20 декабря 2018 года соцсети облетела фотография Брауна в шапке-ушанке на заснеженной Красной площади в Москве. Он стоял рядом с Леонидом Свиридовым, которого тремя годами ранее депортировали из Польши за шпионаж. Свиридов был якобы журналистом, а на самом деле — сотрудником российской разведки.
Сам Браун никогда не скрывал своих откровенно пророссийских взглядов — особенно после начала полномасштабного российского вторжения в Украину. Вину за него политик возлагал исключительно на Украину и в целом уходил в антиукраинскую риторику.
В 2025 году Браун появился на матче варшавской «Легии» в компании Матеуша Пискорского и Януша Валюся. Первый когда-то основал пророссийскую партию «Смена» и был арестован по подозрению в шпионаже, просидел за решеткой почти три года.
Валюсь — культовая фигура для польских ультраправых сил. Он был связан с расистами-праворадикалами в Южно-Африканской Республике и в 1993 году убил левого африканского политика Криса Хани, за что почти 30 лет отсидел в тюрьме в ЮАР. После освобождения Валюсь вернулся в Польшу и теперь появляется в окружении Брауна.
Есть несколько факторов, которые делают сильнее такого политика, как Гжегож Браун. Во-первых, пандемия коронавируса.
-
Браун стал самым яростным критиком карантинных ограничений и открыто утверждал, что пандемия была выдумана. Часть польского общества тогда последовала за ним: под влиянием страха, дезинформации, недостатка знаний, из-за банального бунтарства.
-
Другим фактором стала полномасштабная война, поскольку часть поляков настроена против Украины — из-за исторических вопросов, дезинформации, пропаганды, а также из-за банального упрямства.
-
Подобная ситуация и с Европейским союзом. Несомненно, победа Дональда Трампа в США и его радикальная риторика, направленная против старого порядка, окрыляют таких политиков, как Браун.
-
Конечно же, Браун опирается и на тлеющий в части польского общества антисемитизм. Он успешно рисует картину мира, которым якобы правят евреи, чему, по его мнению, нужно противостоять. Именно Браун ввел в польскую общественную дискуссию и мейнстримные СМИ самые низкопробные тезисы антисемитизма, расизма и шовинизма.
От режиссера до политического скандалиста
Политика всегда присутствовала в жизни Гжегожа Брауна. В 1990-е годы новоиспеченный выпускник факультета польской филологии увлекся журналистикой, в частности репортажем. Получив постдипломное образование в области кинематографии во Вроцлавском университете, Браун взялся за сложные жанры: репортаж и документалистику.
Брауна тянуло к темам, связанным с пережитками советского прошлого. Еще во времена ПНР, в 1980-х годах, он был связан с вроцлавской «Оранжевой альтернативой» — молодежным движением, которое высмеивало коммунистическую власть. Браун организовывал студенческие забастовки, участвовал в «Польско-чехословацкой солидарности» — организации демократической оппозиции, из которой впоследствии вышли люди, скорее близкие к либеральным и демократическим кругам, критически настроенные по отношению к ультраправым.
Формирование политических взглядов Брауна отразилось и на его кинематографическом творчестве. Его фильмы (а их более 20) были политически и социально ангажированными: в них чувствовалось влияние правых взглядов и антикоммунистических настроений, но они были далеки от того радикализма, который Браун демонстрирует сегодня.
Существует мнение, что когда-то этот многообещающий режиссер, эрудит и интеллектуал из Вроцлава не сумел пробиться в достаточно герметичную интеллигентскую среду, особенно варшавскую. Мол, «салон» его отверг, и примерно 20 лет назад Браун начал все больше скатываться в радикализм.
В настоящую политику Браун пришел только в первом десятилетии XXI века. Сначала он присоединился к архиконсервативному и в то же время ультралиберальному в экономическом плане Янушу Корвину-Микке. Впоследствии его курс все более резко смещался вправо.
В 2015 году Браун возглавил движение «Благослови, Боже» (Szczęść Boże). С тех пор это приветствие стало его лозунгом. Когда в 2019 году он наконец попал в Сейм, то каждое выступление с парламентской трибуны начинал громким «Благослови, Боже».
Тогда же он прославился своими радикальными, не только антисемитскими, антиукраинскими, но и антиевропейскими взглядами.
https://novayapolsha.org/article/gzhegozh-braun-protiv-ukrainy-evreev-i-es/
https://moera.page/@M2aAVGuuQnW/m2aavguuqnw.moera.blog/post/c057cb80-d204-4ddb-b9fe-54b0a2ce152e