← Timeline
Avatar
M2aAVGuuQnW
Общественное мнение как социально-психологический феномен

Hynek Pallas: Почему нам всё равно, что люди умирают от голода?

Культурная хроника ▪ Судан сталкивается с голодом, от которого рискуют умереть около двух миллионов человек. Раньше этого было достаточно чтобы мобилизовать звезд – а сегодня царит тишина.

«Где же Боб Гелдоф?».

Мне неловко. Не правда ли, комментарий в Фейсбуке под постом о голоде в Судане немного ну... циничный? Голод в Судане является худшим со времен голода в Эфиопии в 1980-х годах. Тот самый, который запечатлелся в памяти каждого человека 80-х благодаря мучительной, раздирающей душу поп-песне - ”Do they know it´s christmas?”, ставшей в 1984 году самым быстро продаваемым синглом в Великобритании за всю историю - и благотворительным концертам с участием мировых звезд того времени. Автора песен и его Live aid сегодня запросто можно называть «вершиной комплекса белого спасителя» (The Guardian 14/2), но мы помним.

Затем я понимаю, что этот комментарий с таким же успехом можно рассматривать как диагностику сегодняшних механизмов ангажированности. Потому что в самом деле, где Боб Гелдоф?

Аналитический центр подсчитал, что два миллиона суданцев могут умереть от голода к Рождеству. Если осенью хаотичная гражданская война, разжигаемая, в частности, Россией и Ираном, не утихнет, то, согласно тем же расчётам, за два года могут погибнуть десять миллионов человек. Наибольшее число умерших от голода со времен «Большого скачка» Китая в 1950-х годах.

Вы думаете, этого должно быть достаточно, чтобы Судан возглавил сводки новостей? Чтобы класс, формирующий общественное мнение, и мировые активисты надрывались до хрипоты? Тот факт, что распавшиеся государства являются рассадниками терроризма и этнических чисток, а стратегическое расположение Судана – с побережьем вдоль Суэцкого канала – означает нестабильность на нескольких континентах, не делает ситуацию лучше. Уже сейчас 60 процентов беженцев в Кале прибыли из Судана. Представьте себе новый кризис беженцев в Европе, где в политике доминируют те, кто малюют иммигрантов как сатану.

И тем не менее, тишина.

Несчастье не следует противопоставлять несчастью. А вот механизмы создания общественного мнения процветают благодаря дискуссиям. 2024 год — это не 1984 год, но, сегодняшнему потоку информации вопреки, конфликт может доминировать в новостях и затрагивать души. Или, говоря словами The Economist: в элитных американских университетах не развеваются суданские флаги. Никакие поп-исполнители не публикует посты о Судане в Instagram. Никакие экологические активисты не кутаются в символические шали. Никакие поэты не пишут призывы с требованием привлечь внимание СМИ к голоду.

Когда недавно было опубликовано переиздание книги Сьюзен Зонтаг «Глядя на боль других» (Regarding the pain of others, 2003), в рецензиях преобладала Газа. Хотя одним из изображений, которое привело Зонтаг к обсуждению шока, вуайеризма и вовлеченности – и того, что мы можем выучить из изображений на будущее – была фотография Кевина Картера, на которой голодающего ребенка преследует стервятник. Из умирающего от голода Судана в 1993 году.

Изображения являются катализаторами ангажированности. Вспомните Алана Курди и кризис беженцев в 2015 году. Так почему же в 2024 году не распространяется вирусная фотография из Судана?

Я уверен, что из этого продолжающегося ада уже тоже есть сильные фотографии. Но изображение само по себе недостаточно. Вокруг него должен быть создан чёткий нарратив. А здесь – если вспомнить израильско-палестинский конфликт – невозможно проецировать современные колониальные дискурсы о белых оккупантах и расизме: в Судане арабские милиции проводят этнические чистки чернокожих африканцев, а Объединенные Арабские Эмираты финансируют колонизацию. Этого достаточно, чтобы вызвать у активистов короткое замыкание, затрудняя преобразование конфликта во что-то убедительно притягательное и обманчиво простое.

Но не забывайте, что чрезвычайная ситуация в Эфиопии 40 лет назад также представляла собой сложную смесь засухи, диктатуры, милиций и гражданской войны. Но сегодня мы все еще помним тот голод – из-за ссаной рождественской песни.

Так кто позвонит Бобу Гелдофу?

https://www.gp.se/kultur/kulturkronika/varfor-bryr-vi-oss-inte-om-att-manniskor-svalter-ihjal.a7fa2308-c164-4c60-9d14-73273124fec2

Kulturkrönika: Varför bryr vi oss inte om att människor svälter ihjäl?
Förr mobiliserade stjärnorna – i dag är det helt tyst, skriver Hynek Pallas.
Göteborgs-PostenWWW.GP.SE
To react or comment  View in Web Client
Comments (1)
Avatar

Может быть, есть ещё одна причина? Вот эта:

Автора песен и его Live aid сегодня запросто можно называть «вершиной комплекса белого спасителя» (The Guardian 14/2), но мы помним.

Раз помогающего обвинят в "комплексе белого спасителя", то какой стимул помогать?

👍2
To react or comment  View in Web Client