Susanna Birgersson: Бюрократы ЕС душат будущее Европы своими правилами
Невообразимо подробный контроль всего — от охраны природы до годовых отчетов публичных компаний — привел к появлению бюрократии, которая живет своей жизнью и душит рост и инновации.
Я читала отчет Марио Драги и моё беспокойство росло. Осенью прошлого года бывший глава Европейского центрального банка передал свой доклад главе Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен. Вывод ясен: Европа скатилась в пучину застоя. Производительность у нас снижается уже долгое время по сравнению с США. Мы слабы в сравнении с Китаем. Рост благосостояния у нас намного медленнее, чем в Америке. Из ведущих мировых технологических компаний лишь немногие расположены в Европе. Те, кто преуспевает, переезжают в Соединенные Штаты.
Компании не растут пропорционально фактически внедряемым инновациям, а обременены проблемами подбора персонала и нормативными требованиями. Континент прижат ценами на энергоносители, как мокрым одеяломю. Нас обогнали, а сзади надвигается страшная буря. Как я уже сказала, это неприятное чтение. Конечно, всё это было известно, но редко бывает так, чтобы проблемы формулировались столь чётко из самого сердца ЕС.
Но если мне некомфортно от мысли, что нас обогнали, то еще больший дискомфорт я испытываю от мысли, что мы вообще должны участвовать в соревновании. Почему мы не можем довольствоваться тем, что имеем? Ради кого должна расти производительность? Почему мы должны развивать ИИ в Европе, почему компании должны производить больше и дешевле? Действительно ли нам нужно потреблять больше? Стоит ли нам присоединяться к этой душераздирающей TikTok-гонке ? Неужели мы обязаны каждую зиму ездить в Таиланд, покупать новую машину каждые два года и менять мебель на кухне так же, как мы меняем нижнее белье?
Ответ, разумеется, и да, и нет. Да, нам нужно участвовать в соревновании. Но нет, нам не нужно вести себя как дети на ярмарке, бегающие от одного киоска со сладостями к другому, возбуждённые и измазанные сахаром. Капитализм — это свобода начинать бизнес и свободно конкурировать со своими товарами или услугами на рынке.
Однако эта свобода также влечет за собой риск исчезновения компании, если предлагаемая ею продукция будет хуже и дороже, чем у других. Можно не одобрять встроенный стресс, но никто не хочет возвращаться к цеховой системе, и вряд ли даже социалисты хотят плановой экономики. Так что да, нам придется участвовать в соревновании. Речь идет об очень простом факте: европейские компании обеспечивают рабочие места и благосостояние европейцев.
Несмотря на это понимание, колосс под названием ЕС, который должен был бы работать над созданием процветающей европейской экономики, во многих случаях противодействует этому, не в последнюю очередь посредством постоянно растущего бремени регулирования. Последней из серии инициатив стала новая политика ЕС в области климата, цель которой — направить бизнес-сообщество в предположительно устойчивом направлении.
Во имя устойчивого развития котирующиеся на бирже компании обязаны отчитываться, отчитываться и еще раз отчитываться, чтобы финансовые учреждения могли сортировать и сертифицировать капитал и тем самым направлять его в те секторы, которые были классифицированы как «устойчивые». Но поскольку «устойчивость» — это почти всеобъемлющее понятие, требуется большой объем отчетности, и, безусловно, можно обсуждать последствия требований политической корректности от муниципалитетов и пенсионных фондов.
Бойкот компаний, работающих на Западном берегу, не обязательно принесет пользу каким-либо экосистемам или палестинцам в их повседневной жизни. И следует ли наказывать компанию за то, что в ее совете директоров недостаточно женщин?
Это зависит от того, кого вы спросите. Однако это привело к появлению большого количества дополнительной бумажной работы для компаний, банков и финансовых учреждений.
Китай игнорирует климат. США теперь также игнорируют климат, и вот уже несколько лет — даже до Трампа — воздух начал выходить из пузыря, раздувшегося до ненормальных размеров после Джорджа Флойда и демонстраций Black Lives Matter. На этой неделе даже McDonald's и Meta объявили о прекращении своих инициатив по обеспечению разнообразия. Уделять внимание компетентности важнее, чем слепо глазеть на цвет кожи и гендерную идентичность менеджеров среднего звена. Представьте себе.
Европа осталась позади, продолжая делать вид, что напряженный переход к зеленой экономике, а также работа компаний в области разнообразия и устойчивого развития означают, что мы носим «майку лидера». Достаточно было послушать евродепутата от Социал-демократической партии Heléne Fritzon в четверг в утренний радиопрограмме, чтобы получить представление о том, как по-старому звучат европейские левые и насколько мало они заинтересованы в экономическом росте. Тот факт, что компании загибаются, собственно говоря не имеет значения.
К счастью, доклад Марио Драги оказал влияние и привел к разработке Комиссией плана действий, в котором намечено долгожданное возвращение к реальности, например, в области ядерной энергетики и профессиональной подготовки.
И всё же трудно не злиться. Здравствуйте, возможно, это была не такая уж хорошая идея — навязывать компаниям гигантские требования по отчетности, теперь нам придется немного подчистить нормативно-правовую базу ради конкурентоспособности. Это легче сказать, чем сделать. Поскольку каждое небольшое правило является результатом обширного межправительственного компромисса, каждое небольшое правило, которое должно быть отменено, должно быть отменено тем же трудоемким путем.
ЕС мог бы довольствоваться торговлей правами на выбросы и предоставить государствам-членам самостоятельно разрабатывать политику в области климата. Однако невообразимо подробный контроль всего — от охраны природы до годовых отчетов публичных компаний — привел к появлению бюрократии, которая живет своей жизнью и душит рост и инновации. Намерение ЕС наконец-то навести порядок в правилах - доброе, но слегка напоминает идею запустить в дом пауков, чтобы они там прибрали...
Comments (1)
И, надеюсь, к формированию профильного комитета и внедрению стандартов отчётности по дерегуляционой деятельности?