← Timeline
Avatar
Леви Дымер
(updated )
Люди Википедии

Первый в первом ряду

Игорь Иванович Синявин (1937 — 2000) — советский художник-нонконформист, писатель и идеолог русского неоязычества и русского национализма.

Игорь Синявин родился в деревне Синявино Ленинградской области. Учился в Военно-топографическом училище Ленинградского государственного университета, затем на историческом факультете при кафедре истории искусств ЛГУ. Ни топографическое училище, ни истфак ЛГУ так и не окончил. Художественного образования не имел.

В 1960-х сблизился с андеграундной ленинградской художественной богемой и организовывал выставки в Москве и Ленинграде. Начал самостоятельно заниматься живописью в 1969 году.

Он представил свое искусство на Бульдозерной выставке 15 сентября 1974 года, неофициальной выставке, которая закончилась несколькими арестами и уничтожением художественных работ участников.

Картина Игоря Синявина

Став одним из лидеров советского нонконформистского искусства, он был приглашён в оргкомитет и представил свои работы на нонконформистских выставках в Измайловском парке в Москве 29 сентября 1974 и в Ленинграде в д/к Газа 22-25 декабря 1974 года. Во время Ленинградской выставки Синявиным представлен чистый холст, приглашённые гости написали свои имена маркером. Этот коллаж имён наряду с высокой посещаемостью продемонстрировал поддержку нонконформистского движения со стороны общественности.
Художники - участники неофициальный выставки. Синявин - первый в первом ряду

Будучи по духу человеком протеста, Синявин принимал активное участие в диссидентском движении. Писал для самиздата, готовил антисоветские акции. Таким образом Синявин стал убеждённым антисоветчикам. Он считал, что культура в СССР подавляется властью, и его талант в полной мере сможет расцвести только на Западе.

15 декабря 1975 года Синявин вместе с другими нонконформистскими художниками и поэтами устроил на Сенатской площади поэтический вечер в честь полуторавековой годовщины восстания декабристов. Синявин был задержан милицией.

Игорь Синяев был замешан в «деле о надписях». В 1976 году в Ленинграде на стенах зданий, в подземных переходах, на общественном транспорте стали появляться надписи с лозунгами: «Свободу политзаключенным!», «СССР — тюрьма народов!», «Долой партийную буржуазию!».

На витрине радиотоваров Гостиного двора было написано «Слушайте Голос Америки!». 3 августа на стене Петропавловской крепости появилась огромная надпись «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков».

Прокатилась волна обысков и арестов. Самое большое наказание — за надпись на Петропавловской крепости — понесли в итоге художники Олег Волков и Юлий Рыбаков. Волков был приговорён к семи, а Рыбаков к шести годам заключения.

У Игоря Синявина не прошло даже обыска. Некоторые участники тех событий подозревали его в доносительстве.

В том же 1976 году имевшие израильский вызов Синявин с женой получили разрешение на выезд. Через Вену они эмигрировали в США.

Жене Синявина Татьяне, которая в Союзе была учительницей, в США пришлось зарабатывать тяжёлым физическим трудом. Игорь Синявин так говорил об американских рабочих нагрузках:

Чтобы как-то тут удержаться, приходится с такой интенсивностью работать, которая даже не снилась людям в Советском Союзе. Вот Таня работает… С ума сходят люди от перенапряжения — так приходится работать.

Самому же Синявину, чтобы зарабатывать хоть немного, с живописи пришлось переключиться на публицистику. Он писал статьи и рецензии для эмигрантских русскоязычных изданий.

В какой-то момент, полностью разочаровавшись в американском обществе и образе жизни, Игорь Иванович стал сотрудничать даже с просоветской газетой «Русский голос».

А в середине 1980-х запросился домой. В интервью для документального фильма о пожелавших вернуться обратно в СССР эмигрантах художник говорил о своём разочаровании американским обществом:

Здесь колоссальный индивидуализм и эгоизм личности. Американцы в этом воспитаны, они не понимают ничего другого. Нет того русского коллектива, дружбы, открытости. Здесь каждый замкнут в своём собственном мире, и даже в своей собственной семье он одинок.

Если на родине достоинства личности оценивались по идеям, в которые она верит. Тому духовному содержанию, которое она несёт. То здесь достоинства личности оцениваются только одним критерием — счётом в банке.

Русско-эмигрантский журнал «Современник», издававшийся в Торонто, отмечал отсутствие у художника сложившихся политических убеждений, а также очернение им А. Д. Сахарова, что по сути является прямым «пособничеством Советскому Союзу».

В 1984 году газета «Ленинградская правда» опубликовала его «письмо оттуда», в котором он иллюстрировал и критиковал американский образ жизни и осуждал идею эмиграции. После того, как эта статья была написана, Синявин приехал в СССР и появился в советской прессе и на телевидении. Выпустил за свой счет книгу «Глас», в которую вошла документальная повесть «Выставка 22-25» (о выставке 22—25 декабря 1974 в ДК им. Газа), другие материалы о неофициальной художественной жизни Ленинграда и Москвы 1970-х, рассуждения о путях современного искусства.

С 1987 года жил в Москве. Вступил в общество «Память» и даже стал руководителем одной из отделений организаци.

Не противопоставлять себя большинству Синявин не мог. В СССР он выступал против советской власти. В США возмущался прагматизмом и бездуховностью американцев. А в ельцинской России стал антихристианским публицистом.

В 1990-е Игорь Синявин написал свой антихристианский катехизис «Стезя Правды» — впоследствии неоднократно переиздававшуюся и пользующуюся большим уважением в среде русских неоязычников, книгу.

Идеи Игоря Синявина могли бы найти отклик в душе любого националиста, в том числе израильского. Приведу несколько примеров:

  • Война объединяет нацию. Милосердным может быть лишь победитель.

  • Врага уничтожай, но не спорь с ним. Сильный и умный враг должен вызывать не уважение, а ненависть.

  • Всеобщая воинская обязанность всех без исключения с обеспечением детопроизводства каждому призывнику. Стерилизация негодных к воинской службе, а также симулянтов и уклонистов как психически неполноценных.

Ссылки:

https://bitl.to/4uka

https://csruso.ru/nashi-universitety/nauchnyj-ateizm/gore-hudozhnik-igor-sinjavin-istorija-iz-cikla-sudba-dissidentov/

https://mhitufa.ru/igor-sinyavin-stezya-pravdy-vse-knigi-pro-igor-sinyavin-stezya/

👍💡3
To react or comment  View in Web Client
Comments (2)
Avatar

В 1976 году ленинградские художники и диссиденты Юлий Рыбаков и Олег Волков нанесли на стену Петропавловской крепости 42-метровую надпись «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков». За это Волкова приговорили к семи годам лагеря, а Рыбакова — к шести. Вернувшись в Ленинград, Рыбаков основал первую в СССР демократическую партию, в 1990-е стал депутатом Госдумы, а в начале 2000-х случайно узнал, что одним из проводивших обыск у него дома после появления надписи на Петропавловской крепости был молодой лейтенант КГБ Владимир Путин.

В 1976 году никто из нас не догадывался, какой оборот это потом примет: пришли на обыск молодые парни, у одного из них была фамилия Путин. Кто же знал, что он станет президентом?

Avatar
To react or comment  View in Web Client